Категория: № 1 (125) 2011 г.
Просмотров: 5547

БОЛЬНОЙ? УСТАРЕЛО…

фотография к материалу Больной? Устарело…

Ставя диагноз сегодняшнему обществу, политики называют ЖКХ и здравоохранение "самыми больными пациентами". С этим не поспоришь. Разве лишь, в зависимости от местной обстановки, медицина и жилкомхоз спорят друг с другом за постыдное первенство. Но я уверен, что любые провалы социальной политики начинаются с отношения к человеку.

Закрывают школу в деревне, где 5 ребятишек, - и всех чиновников устраивает объяснение «она нерентабельна». А разве люди бывают убыточными и прибыльными? У нас в Чайковском муниципальном районе закрыли 9 начальных школ. Выходит, все дети были «нерентабельными». Куда их девать?

Стоит закрыть школу, как деревня постепенно вымирает. Народные избранники сложат свои полномочия, и  кто-то, отсидев выборный срок, станет каждый месяц получать из бюджета муниципальную пенсию, раз в 10 больше обычной трудовой.

 

Управленцы от образования продолжат трещать о передовых моделях современной школы, а в это время в очередной опустевшей деревне умрет последний старик. То же самое в здравоохранении, которому я посвятил свою жизнь как бывший главный врач Чайковской ЦРБ и заместитель главы городской администрации.

 

Раньше мы говорили  «больной», а сейчас главная величина - «алгоритм». Приехала «скорая» на вызов, оказала первую помощь, доставили больного в приемный покой. Там уже смотрят: положено было сделать один определенный укол, а сделали что-то другое, - ага, вышли за лимит! Как действия врача «скорой» помогли человеку, вопрос второй. Алгоритм не выдержан, вот что. Пишут жалобу, медиков лишают премии. То есть повсюду впереди идет рубль, а больной потом.

Или взять обеспечение ветеранов в сельской местности медикаментами, работу ФАПов. Старую систему обеспечения села медикаментами разрушили, а новую не создали. Чтобы купить лекарство, по рецепту или без него, надо ехать в город. Туда дорога 100 рублей и 100 рублей обратно, за лекарство заплатил еще 100. Итог: проезд обошелся дороже, чем лекарство. Стоило ли перестраивать на селе систему обеспечения медикаментами, чтоб в итоге стало хуже для человека? Отказались от того, что работало без отказа многие годы. У нас была очень простая система. Фельдшер села заключал договор о материальной ответственности с какой-либо аптекой в городе, и ему выдавали медикаменты под реализацию, он даже на дом носил лекарства. Так стоит ли отвергать все наработки прежних лет, чтобы прослыть передовиком в глазах  чиновников края, которые вряд ли видят дальше стен своего кабинета?

Я задавал в нашем министерстве вопрос, почему сегодня так резко ухудшилось обеспечение медикаментами сельских жителей, как обеспечить лекарствами сельских ветеранов по месту жительства. Отвечают: вы знаете, сейчас торговать медикаментами без лицензирования низзя! надо научить фельдшера и выдать ему лицензию на  продажу лекарств. – Что, говорю, им дипломы дают, а торговать лекарствами не дают? Как же фельдшера будут оказывать доврачебную помощь, если у них нет ни одной таблетки? И если вы понимаете, что все это надо, почему не делаете? – Да вот мы готовимся, где-то году в 12-м это будет. - А что, до 12-го года старики так и будут маяться?

 

На руинах советского здравоохранения  чиновники плодят недоношенные, нежизнеспособные  идеи. По моему убеждению, проблема с медикаментами для села, как множество других, надумана искусственно.

Еще один подобный пример - разъединение поликлиники и стационара. Если человек нуждается в коечном лечении, ему надо получить официальное разрешение от поликлиники, так как она должна оплатить лечение больного в стационаре. Нет денег – нет и направления. Значит, нет и госпитализации, умирай, больной, на пороге больницы. Отделив поликлинику, наши горе-управленцы создали для заболевших дополнительный барьер, ограничили их возможности, отдалили медицину от народа. Эксперимент  провозглашен модернизацией.

Любая модернизация, как я понимаю, – это улучшение, обновление. Но у нас такое деление между поликлиникой и стационаром уже было в 50-60 годы прошлого века. Оно не приносило никакой пользы, только запутывало больных, и от него отказались. Согласованная работа поликлиники и стационара в единой связке выстрадана опытом здравоохранения. Устранив наработки предыдущих поколений, новая российская бюрократия не дала взамен ничего лучшего. Думаю, и с теми же лицензиями для сельских фельдшеров в 12-м году они ничего не сделают.

 

Сегодняшние организаторы здравоохранения гордятся своими достижениями по Пермскому краю. А я, как бывший главный врач центральной районной больницы, стыжусь таких «успехов». Сегодня ЦГБ в Чайковском укомплектована врачебными кадрами немногим более 50%, а по некоторым узким специальностям врачей практически нет. Поликлинический прием на отдельных участках приравнен к фельдшерскому пункту. Есть случаи, когда врачей в поликлинике заменяют медсестры.

Молодые доктора приезжали бы на работу в наш город, но им не предлагают главного, в чем они нуждаются: квартиру. Не хочу идеализировать прошлое, но в мою бытность больница получала от города до 50 квартир в год, поэтому укомплектованность составляла 100%. Доходило до жалоб от участковых педиатров, у которых не было возможности совмещать, т.к. нагрузка на врача была нормативной. Зато больным было хорошо. Пытаясь исправить положение,

Земское собрание Чайковского муниципального района решило выделять молодым врачам  по 100 тыс. рублей. Считаю найденный выход суррогатным. На 100 тысяч купишь только туалет или кухню, или кое-что из мебели и одежды. Нужна не подачка, а реальное отдельное благоустроенное жилье. Поэтому вопрос о квартирах для специалистов, а значит, и о самих специалистах, остался висеть.

Заработная плата наших медиков вне всякой критики. Зайдите на сайт Чайковского городского суда, и увидите: весь последний год суд был завален исками медицинских работников к больничной администрации, люди недовольны доходами. В 2009 году, при выборах главы района, нам обещали довести зарплату в чайковских лечебно-профилактических учреждениях  до приемлемого уровня. Никаких подвижек я не вижу, кроме самодовольных отчетов.

 

Сейчас в городе раззвонили по всем СМИ о новом достижении: Пермский край получает на модернизацию здравоохранения миллиарды рублей, и 120 миллионов из этих денег перепадает Чайковскому муниципальному району. Мне лично не понятно, что это за деньги и на какие цели их дают. По-настоящему модернизация предполагает сочетание нескольких направлений: строительство, капитальный ремонт лечебных учреждений, оснащение  их всей необходимой диагностической аппаратурой. На 120 млн.руб. этих задач не решить, слишком маленькие деньги. Даже если прикупим кое-какое оборудование – что дальше? По-моему,  при нашем дефиците врачебных кадров будет просто некому работать на новых аппаратах, если они вообще заработают.

За последние годы, при двух разных главврачах, чайковские налогоплательщики вместе с крупными предприятиями профинансировали покупку  2 компьютерных томографов. Затраты составили в нынешних деньгах 3 млн. руб., без учета инфляции. Один томограф до Чайковского так и не доехал, другой года 4 стоит  вместо мебели.  Сегодня в больнице ни денег, ни  работающего томографа. Кто спросил с главных врачей, на что потрачены средства и куда делись деньги? Такими вопросами никто в Чайковском не занимается, а больные страдают, им недоступен этот вид помощи при наличии дорогостоящего аппарата.

Не знаю, чем закончатся прожекты с модернизацией чайковского здравоохранения, но пока дело идет из рук вон плохо. Как я понял, некие подвижки происходят, намечен прогресс по строительной части. Радует, что начался капитальный ремонт на операционном блоке. Это правильное решение главного врача, как говорится, операционный блок – сердце больницы.

 

Но теми темпами, какими идут работы, оперблок можно сделать в лучшем случае за год. Сейчас в Чайковском нет мощной строительной организации, как Воткинскгэсстрой, способной справиться с большими объемами. Поэтому ремонта больничного комплекса хватит на пятилетку, а ВСЕ выделенные средства надо освоить в течение года. Если отдачу от бюджетных средств опять никто не увидит, если они не помогут конкретно больным, куда пойдут народные деньги? - на откаты чинушам? на воровство?

Болезненное направление – доступность качественной медицинской помощи. В справедливости этого широко распространенного мнения я недавно убедился еще раз, просидев в приемном покое, где  40 минут  ко мне никто так и не подошел. Что тут говорить? Хотите получить хорошую услугу - пожалуйте в частные медицинские клиники. К сожалению, большинство людей могут позволить себе визит в коммерческий врачебный кабинет только изредка. В основном частная медицина для населения не по карману. Как прикажете быть, если государственно-муниципальное здравоохранение скатывается на уровень «моча-кровь из пальца»?

Народ обозлен. Послушаешь руководителей страны - все правильно. Но если они говорят верные слова, а на месте их не слышат, - значит, что-то не так. Полностью согласен с известным детским хирургом, профессором Леонидом Михайловичем Рошалем в том плане, что сегодня отраслевое министерство трудно считать штабом отрасли. Если во главе здравоохранения стоит бухгалтер, значит, ни одного организатора здравоохранения там уже не осталось.

То же самое наблюдается и вниз по вертикали. Кадры для руководства здравоохранением у нас в Пермском крае, наверное, набирают из детского сада. Похоже, что сегодняшний министр не бывает нигде абсолютно, не знает края, не знает лечебных учреждений, все переведено на денежные отношения. Так и руководит, подписывая бумажки. Как говорится, день прошел – и с глаз долой.

 

В Чайковском проблема компетентных руководящих кадров воспроизводится на местном уровне. 29 июня я пошел на заседание Земского собрания ради трех вопросов, касающихся охраны здоровья. Это обеспечение сельских жителей медикаментами, работа фельдшерско-акушерских пунктов и результаты разъединения поликлиники со стационаром. Решения практически ни по одному вопросу не приняли, потому что депутаты посчитали, что не готовы к этому.

Понимаю депутатов. Доклад начальника управления здравоохранения Панченко мало чем прояснял сущность обсуждаемых проблем. То же самое могу сказать о попытках спасти положение, предпринятых на Земском собрании со стороны В.Шитовой, 1-го заместителя главы администрации. Может, у нас такие руководители, что ничего не знают и ничего объяснить не могут, но, скорее всего, происходящему просто нет никаких объяснений.

По моему убеждению, здравоохранение в Чайковском загробили, в прямом и переносном смысле. Все переведено на денежные отношения. Проблемы организации переложены на самого больного, а слово «больной» исчезает из лексикона, как архаизм, это еще раз подтвердил доклад на Земском собрании. Цифры, приказы, постановления, - что угодно, но ни слова, ни полслова о больном и о том, как помогать людям, нуждающимся в медицинской помощи. На мой взгляд, это было выступление статистика, а никакого не организатора здравоохранения. В этом смысле Чайковский муниципальный район похож на сегодняшний Минздравсоцразвития. Если так пойдет и дальше, можно говорить об успешном решении только одной глобальной задачи: программы по сокращению народонаселения земли. К этому и идем.

 

Пока руководство районной администрации не поймет степень своей ответственности, никаких изменений не будет. А коль руководство не понимает, пора его менять. Они скажут: да мы сейчас вообще будем ни при чем, вся медицина в Пермском крае передается на региональный бюджет. Ну да, ходят такие слухи, что 120 лечебных учреждений финансирование передадут на краевой уровень. И? У нас уже переданы краю туберкулезный и психиатрический диспансеры. Лучше стало, хуже? Ничего. В абсолютных цифрах краевой бюджет больше районного, но денег в конкретных лечебных учреждениях от этого больше не стало.

Передача больницы от района к региону не увеличивает автоматически финансирования. Финансирование передадут, а ответственность за работу этих учреждений все равно лежит на местных органах власти. Наивно рассчитывать на золотой дождь из регионального бюджета. Если при советской власти на здравоохранение шло 3% валового национального продукта страны, то сейчас – 1,8%. Подобные цифры повторяются на региональном уровне. Вот и считайте, что остается медицине.

 

Качество здравоохранения – проблема национальная. Здесь много зависит от государства. Это система подготовки кадров, современные методики лечения, производство лекарственных средств, система госзакупок, организация обязательного медицинского страхования  и другое. Однако, если Земское собрание Чайковского муниципального района хочет удержать охрану здоровья населения от полной и окончательной деградации, оно обязано сказать свое веское слово.

На местном уровне можно проявлять инициативу, привлекать инвестиции из  региона и федерального бюджета. На привлеченные деньги строить жилье, как для медиков, так и для педагогов, мотивировать молодые кадры квартирами. Депутатам Земского собрания пора создать рабочую группу и взять под контроль зарплату в поликлинике. То же самое с «модернизационными» 120 млн.руб. Самое правильное – пустить всю сумму на капитальный ремонт и реконструкцию главного корпуса. Если эти деньги потратят на техническое оснащение, как с томографами, не будет ни денег, ни аппаратуры.

Следует вернуться к системе организации страховой медицины в Чайковском, разобраться, насколько действенно она выстроена, и не будет ли эффективнее страховать население без посредников, через перечисление страховых денег напрямую в больничную кассу. С участием специалистов изучить и проанализировать  неоправданные утраты в организации здравоохранения. Пересмотреть кадровую политику местной власти в отношении руководящих кадров. Основным мотивом при назначении  главных врачей должна быть не личная дружба и послушание, а интересы населения.

Геннадий Шилов