Категория: № 4 (122) 2010 г.
Просмотров: 4901

БЕЗ КАШИ В ГОЛОВАХ

Изображение к материалу БЕЗ КАШИ В ГОЛОВАХ

На инициативу чайковцев провести всенародное голосование и создать городской округ местная печать, подконтрольная администрации муниципального района, ответила измышлизмами. Договорились до того, что сторонники референдума хотят наплодить в Чайковском вдвое больше, чем сейчас, разных бюрократических структур: «2 отдела образования, 2 собеса, 2 милиции и так далее». Между тем в Пермском крае уже сегодня есть городские округа на территориях, сходных с Чайковским. Например, такой статус имеет Соликамск. Редакция газеты «Мы» подготовила информацию об особенностях устройства власти соликамцев. В этом нам помогли ответственные работники органов местного самоуправления г.Соликамска и Соликамского муниципального района.

Сходство и разница пейзажа

Город Соликамск, так же как наш Чайковский, имеет многоотраслевую промышленность и серьезный сектор малого бизнеса. Численность его населения – 99 тыс. человек (в г.Чайковском на 1 марта 2010г. – 82 345 чел. (данные территориального органа Федеральной службой государственной статистики по Пермскому краю). Различия заключаются, прежде всего, в гораздо большей протяженности Соликамска. Микрорайоны значительно отдалены друг от друга, поэтому в Соликамске велика роль транспорта.
Что касается Соликамского района, то здесь есть очевидное превосходство над Чайковским районом по занимаемой площади: 5,4 тыс. кв. км против 2,2 тыс. кв. км. Территория, так же как наша, располагает лесом и нефтью; сельскохозяйственное производство тоже сосредоточено на животноводстве. На территории Соликамского района 7 сельских поселений, а в состав ЧМР входит Чайковское городское и 9 сельских поселений.  

Численность населения в Соликамском МР составляет 18,5 тыс. человек, в то время как в сельских поселениях Чайковского района – 26 тысяч. Населенные пункты соликамцев бывают удалены друг от друга на расстояние до 180 км. Кроме автобусного сообщения, летом для перевозок людей подключают паромную переправу и теплоход, чтобы перевозить население, проживающее на противоположном берегу Камы. В Чайковском районе нет настолько проблемных участков, у нас населенные пункты расположены намного компактнее. Самая недосягаемая точка в Чайковском районе – деревня Векошинка (40 дворов) из-за отсутствия дороги вообще не имеет транспортного сообщения. Она отдалена от райцентра на 56 км и на 16 км – от ближайшего населенного пункта, поселка Засечный.

Ноша у каждого своя

Итак, власть в Соликамске разделена на Соликамский городской округ и Соликамский муниципальный район. Все муниципальное имущество на территории г. Соликамска принадлежит городскому округу, все учреждения в городе подчиняются городскому округу. Горожане четко знают, куда идти за решением своих проблем. Администрация города и городская дума решают все без исключения вопросы городского значения, отнесенные к компетенции органов местной власти: земля, имущество, ответственность. Город Соликамск является донором бюджета, муниципальный район – дотационный.

В администрации СМР среди заместителей главы нет дробления обязанностей по вопросам. Например, экономика и полностью вся социальная сфера закреплены за одним человеком. Район имеет небольшое управление образования, но у него нет управления здравоохранения. Хотя, кроме фельдшерско-акушерских пунктов на селе, СМР содержит свою центральную районную больницу. Функции управления здравоохранения возложены на администрацию ЦРБ. Одна налоговая инспекция, один государственный пенсионный фонд. Никаких двух милиций нет в помине, а есть одно УВД по городу Соликамску и Соликамскому муниципальному району. В «двух экземплярах» работают территориальные избирательные комиссии; обе ТИК существуют на деньги бюджета субъекта федерации – Пермского края. В сельской местности действуют свои администрации, как правило, в полноценном составе: глава администрации сельского поселения и заместитель по финансам, главбух, специалист по имуществу, юрист, а кое-где даже есть свой землеустроитель.

Соликамский район существует с 1924 года, и исторически сложилось так, что он расположен в городе, на одной улице с городской властью. Однако полномочия муниципального района распространяются исключительно на территорию вне пределов городского округа. Взять, например, культуру: администрация СМР организует культурное пространство только на селе, городская – только в самом Соликамске. Все здания привязаны по адресу. У районной администрации имущества, кроме как межпоселенческих дорог, которые надо чистить и за которыми надо смотреть, почти нет, потому что все имущество в селах и деревнях закреплено за поселениями.  

Благодаря четкому разграничению между руководством города и района отсутствуют разногласия и споры, кто главнее. По той же причине у них нет возможности сваливать управленческие просчеты друг на друга. Город и район стоят на одном уровне.

Где жить лучше, где жить веселее

Года три назад, при введении закона об основах местного самоуправления и определении муниципалитетов, у соликамцев была возможность как-то изменить административное устройство. Однако они не пошли по пути переустройств, так как деление на город и район при действующем законодательстве отвечает интересам как горожан, так и сельского населения.

Городу быть городским округом на порядок выгоднее, чем городским поселением. К примеру, в бюджете г.Чайковского, имеющего статус городского поселения, так же как и сельских поселений, остается всего 10% от собранных налогов на доходы физических лиц (НДФЛ), а деньги сосредоточены в основном у Чайковского муниципального района. Зато городу Соликамску, как городскому округу, остается 30% с этих доходов - как говорится, почувствуйте разницу. Причем Соликамский муниципальный район тоже получает 30% от НДФЛ. То есть в целом на соликамской территории, неважно, город это или район, денежных средств остается гораздо больше. Для населения это очень выгодно, ведь чем больше здесь крутится денег, тем больше оборотных средств. Управленцы, принимающие решения, убеждены: городской округ – самая классная система власти для соликамцев. Это больше денег, это лучшее хозяйственное управление, это более высокий статус.

Удержать бы на плаву маленькую лодку

Однако опыт Соликамска учит, что район при образовании городского округа тоже не должен быть в прогаре. Да, с организацией муниципальной власти подушевое финансирование остается, дотации и субвенции по-прежнему продолжают идти в муниципальный район. Не секрет, в районе, по сравнению с городом, гораздо ниже зарплата, поскольку деньги дают с учетом численности населения. Но там и без того работать сложнее из-за разъездного характера работы и напряженки со специалистами. И потом, кошельки у города и района разные, основные доходы идут из города, так что денег в районе остается в разы меньше, чем в городском округе. А маленькую лодку, как известно, утопить гораздо легче, чем большую…

Конечно, так или иначе, деньги перетекают: через помощь родне, через строительство горожанами «троекуровских имений» в сельской местности, и т.д. Но одно дело уравновешивать благополучие города и села «по жизни», совсем другое – по букве закона.
Подчас вместо одного собственника, как у нас, в Чайковском районе, соликамский имущественный фонд – по сетям, по инженерной инфраструктуре - разделен на 2-х. То есть город отвечает за участок до границы с районом, остальное – на шее бедного соседа, то есть муниципального района. И никто из предпринимателей, занятых в реальном секторе экономики, не рвется в деревню с ее проблемами. Подрядчик, выигравший в городе конкурс на обслуживание лакомого кусочка городских сетей, должен быть готов к тому, что получит в виде довеска нерентабельный участок от города до сельского поселения. Есть вероятность, что со временем отрезок сетей за пределами города будет загублен. То есть, в зависимости от подходов, существуют разные сценарии по дальнейшему развитию сельской местности.

Следует ли понимать, что сами же соликамцы считают: лучше, чтобы у них была все-таки единая территория? Как только вопрос доходит до такой постановки, сразу же начинаются возражения и видно, что отношение у людей к существующей системе критичное, но здравое. Местное самоуправление, считают специалисты, организовано правильно. Потому что, во-первых, учтены основные особенности территории, во-вторых, схему изначально делали во благо населения. При таком раскладе правильнее всего, говорят они, находить варианты сотрудничества. Это могут быть соглашения между городом и районом, определение заранее точек роста, поддержка частного бизнеса на селе. Чтобы не было такого: один взлетает, другой захирел.
Любовь ЧУГАЕВА