Категория: № 2 (120) 2010 г.
Просмотров: 4389

КОГДА И КАК ОХРОМЕЛ ГОРОД

Геннадий ШиловВнимательно прочитал статью «Бальзам на рдеющие раны» в предыдущем номере газеты «Мы». Автор материала критикует устройство власти в Чайковском, на которое пошли в период экспериментальной обкатки Федерального закона №131 о местном самоуправлении. В статье высказана идея выделить г.Чайковский в городской округ, то есть уйти от двух параллельных административно-территориальных структур: городского поселения и муниципального района.

Еще когда ФЗ-131 был проектом и в Чайковском существовал только 1 представительный орган власти – городская дума, я призывал депутатов: не надо нам здесь никаких других административно-территориальных единиц, кроме городского округа. Закон это позволял, там конкретно записано: да, есть разделение, есть городская власть, есть районная власть. Но есть и городской округ, это тоже в законе присутствует. В наших условиях нужно было сделать городской округ, принять политическое решение и не трусить.
Но господин Заикин, глава города с прилегающей территорией, был категорически против. Он заручился поддержкой председателя Законодательного собрания Пермского края Н.Девяткина. Оба взялись настаивать под надуманными предлогами, что в Чайковском надо делать городское поселение и муниципальный район.

Почему Заикин в свое время отказался от разумного административно-территориального деления? Думаю, потому что испугался идти на выборы по городу, если будет выделен городской округ. Тогда ему пришлось бы иметь дело только с городскими избирателями, там уже не подопрешься голосами из сельской местности. Проигрыш был неизбежен, и это случилось бы на 2 года раньше, чем на выборах в марте 2009г. Время подтвердило мое мнение. Но в 2006-м город раздвоился, как того хотелось Н.Заикину.

Ну и наделали ерунды с двумя управлениями на одной территории. Получилась хромая лошадь. Скажите, зачем нам две физкультуры, зачем две культуры? Работу выполнят одну и ту же, но посылают два отчета. Если в Чайковском открывают лыжный сезон, то пошлют два отчета. Проведут торжественное заседание в честь День Победы - тоже отправят наверх два отчета. И так по любому вопросу.

Но мы же не разделяем медицину, если проблемы в здравоохранении касаются и тех, и других. А когда начинаешь разбираться по сути, один говорит: это не мое, а другой вяло кивает: да, медицина нам подчиняется, но понимаете… И спросить, получается, не с кого. То же самое в образовании. Сейчас отремонтировали третью школу, и она на замке, потому что кому-то, чтобы прослыть управленцем-новатором, надо сделать там НОЦ – новый образовательный центр. НОЦ в системе образования на территории города - это ликвидация всех средних школ в Чайковском. На восьмилетку переходим? Вот что дает принцип разделения власти, полномочий и ответственности. Один делает одно, другой делает другое, нет ни крайних, ни виноватых, а население от децентрализации власти только страдает.

Собственно, городской округ и район – так у нас было раньше, только под другими названиями. Городская власть занималась городом, районная – проблемами села. Если сделать в принципе, как было, мы вернем главное, что потеряли: централизацию власти. Людям будет гораздо удобнее решать их вопросы, и личные, и общественные, начиная с образования и медицины. Не надо будет бегать в разные места по одним и тем же делам.

В общественной работе с ветеранами я постоянно сталкиваюсь с проявлениями бюрократической волокиты, которая связана с наличием в городе двух администраций. Приходит в район ветеран войны, который сегодня должен получить квартиру. В районной администрации его заявление зарегистрировали, говорят: иди в городскую власть, ты там должен все оформлять. Человеку скоро исполнится 90 лет, и его заставляют бегать по кругу вместо того, чтобы сделать одно окно, договориться между собой, есть же телефон, факс, электронная связь. Поэтому я с чиновниками дрался и дерусь: есть Указ Президента, извольте его исполнять. Но две власти – очень удобная лазейка для бюрократии.
 Можно много говорить о пользе городского округа, но еще больше – о вреде существования двух властей. Чайковцев сделали жертвой очередного эксперимента. Мне кажется, сегодняшнее разделение не подходит где угодно, не только в Чайковском. Мы единственные вписались в эту схему, прошли все мучения, потому что 131-й закон стал действовать здесь экспериментально, еще до того, как вступил в законную силу. Те, кто шли после нас, ездили в Чайковский учиться, приезжали даже с Камчатки, спрашивали, что и как.

Каждый объяснял по-своему. Если на уровне края, кричат: очень хорошо! А если приехать в те же Фоки к главе администрации, он скажет по-другому: мне плохо, у меня нет финансирования. Потому что финансирование основано на доходах этой территории. Что он соберет в Фокинском сельском поселении, когда колхозов нет, организаций нет? Он не сможет организовать такую налоговую базу, чтобы доходная часть бюджета была равнозначна расходам. Так что рассуждения, будто селу полегче быть в одном муниципальном районе вместе с городским поселением – это сказки. Хоть так, хоть этак, вопросы финансирования от них сейчас не зависят.

Будет глава района действительно главой - он при возможности не обидит слабых. В 131-м законе четко прописано: каждый уровень власти – это юридическое лицо, то есть это лицо самостоятельное. У каждого уровня власти есть свои полномочия, которые обеспечиваются финансированием. Если у главы сельского поселения не хватает собственных средств, он просит район. Если у района нет денег на выполнение должностных обязанностей сельских поселений, район просит у Перми. Если у Пермского края нет, он просит у федерального центра. Этот уровень полностью разрушен. У нас нет вертикали между государственной властью и муниципальными учреждениями, ее надо восстанавливать.

Ничего нового мною не придумано. Мои убеждения остались на уровне тех лет, когда 131-й закон вводили в действие. Со временем они только укрепились, потому что постоянно слышу от ветеранов вопрос, зачем нам две власти. В свое время я говорил на эту тему с главой города Востриковым. Он ездил к губернатору Чиркунову, губернатор был согласен, сказал: будем решать после выборов главы района. Выборы прошли, а у губернатора новая идея: убрать Вострикова. Все это затянулось, дальше некуда, но сейчас надо начинать.
Совет ветеранов готов принять участие в движении за городской округ. Мы можем вести разъяснительную работу среди населения, и это главное. Проблем вообще не вижу, кроме одной: в психологическом плане и попытке удержаться у власти тех, кто сегодня при ней присутствует.

Геннадий Шилов,
председатель городского совета
ветеранов войны, труда и вооруженных сил,

правоохранительных органов