Категория: № 1 (119) 2010 г.
Просмотров: 3689

БАЛЬЗАМ НА РДЕЮЩИЕ РАНЫ

рисунок к материалу Бальзам на рдеющие раны

Прошедшие в декабре 2009г. выборы вроде бы принесли ощущение стабильности. Сгинули, как безумный сон, тети и дядьки, вбивающие колышки жуликоватого бизнеса на чайковской земле при помощи заточенной вертикали власти. Услужливые «слуги народа» в гордуме, отработавшие заказ на политическое истребление предыдущего главы, пытаются обрести благообразный имидж. Они аккуратно обходят тему своей ответственности за «жаркое лето 2009-го». Но хотелось бы не ощущения стабильности, а самой стабильности. Хотелось бы бальзама для наших душ, травмированных шизоидным раздвоением города на Чайковский муниципальный район и Чайковское городское поселение. Ничего хорошего от этих двух взаимноперпендикулярных систем как не было, так нет. И не будет.

С 2005 года при любых политических и житейских пертурбациях эта тема всегда оставалась в Чайковском самой чувствительной. Само название административно-территориальной единицы – ПОСЕЛЕНИЕ – воспринимается как вызов. Не осудили, а уже сослали на поселение? вот мы тут жили-жили, строили-строили и построили, думали, что стали горожанами, а оказалось, тьфу ты, поселенцами?
Но главные вопросы те, что по существу. Непонятно, зачем нам две полномасштабные муниципальные власти. Что за нужда переть на горбах налогоплательщиков две команды аппаратчиков, обе администрации – городского поселения и муниципального района? В сельской местности под видом оптимизации закрывают сады и школы, это коснулось Дедушкино, Засечного, Кемуля, а здесь плодятся чиновники. В «Вестнике местного самоуправления», приложении к муниципальной газете «Огни Камы», приведена структура районной администрации. Так вот, численность ее центрального аппарата составляет 169 человек и обходится чайковским налогоплательщикам, согласно бюджету на текущий год, в 33 млн. руб. Еще 3 миллиона надо отдать на представительный орган – Земское собрание: 1, 9 млн. руб. заложено в бюджет для сотрудников аппарата. Свыше 1 миллиона – для депутатов-земцев, которые, по-моему, ищут себе занятий и попросту дублируют городских.

 Эти цифры не предел. Добавим годовое содержание главы района - почти 1,2 млн. руб. Учтем аналогичные затраты на главу города, городскую администрацию (численность аппарата в пределах 100 чел.) и городскую думу. Плюс затраты бюджетов на муниципальные доплаты к государственным пенсиям, так называемым «муниципальным пенсионерам». Сегодня в Чайковском такие пенсии получает около полусотни человек. Это, как правило, бывшие труженики единой администрации, как бы она ни называлась: администрация города Чайковского с прилегающей территорией, администрация Чайковского муниципального района. Их пенсионное пособие включает муниципальную доплату и составляет в среднем тысяч 30. От наличия еще одной администрации – городской - численность муниципальных пенсионеров со временем тоже возрастет вдвое. Роль кормильцев должны будут выполнять чайковцы-налогоплательщики. Ведь муниципальная доплата к государственной пенсии производится из местного бюджета. Городского или районного, какая разница, все равно это местные налоговые и неналоговые поступления. Которые складываются из подоходного налога чайковцев, земельного налога, платы за использование муниципальной собственности – помещений и земельных участков, доходов от продажи активов, штрафов и санкций, доходов на имущество граждан.

Немногочисленные сторонники размножения муниципальной бюрократии видят положительный эффект от наличия двух администраций. Дескать, полномочия между ними разграничены, как удобно! Люди знают, что за медицину, образование и общественную безопасность отвечает районная администрация, и идут туда, в здание на площади К.Маркса. Если возникают вопросы по жилищно-коммунальному хозяйству, культуре и спорту, обращаются на Ленина, 67/1 – в администрацию городского поселения. Зато как растет качество муниципальных услуг.
Думаю, люди идут, в зависимости от проблемы, к чиновникам городского поселения или муниципального района не потому, что верят в быстрое и эффективное разрешение своих бед. Причина банальнее: населению просто навязали разделение зон ответственности. Вот мы и идем, как миленькие, что ж нам останется?

Между тем любое устройство власти не падает с неба. Его определяют люди и созданные ими же обстоятельства. С 1995 года, когда город и район объединили «под Паздерина», наша административная территория получила гордое название «город Чайковский с прилегающей территорией». В таком статусе мы просуществовали до 2005г. Тут вмешался Федеральный закон от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с его понятиями муниципальный район, городские и сельские поселения, городские округа… Вообще-то ФЗ-131 вступил в силу по-настоящему, то есть стал обязательным на всей территории Российской Федерации, с 1 января 2009 года. А Прикамье, превращенное в испытательный полигон с легкой руки губернатора ОЛЕГА ЧИРКУНОВА, стало площадкой для обкатки нового федерального закона. Но, как говорится, нет худа без добра. С ФЗ-131 город Чайковский наконец-то получал шанс назваться тем, кто он есть на самом деле – городом. Или, по терминологии этого закона, городским округом.
Не тут-то было. Как пояснила ЗИНАИДА НЕМЧАНИНОВА, управляющая делами Земского собрания, особого выбора нам не предоставлялось. Города с прилегающими территориями, типа нашей территории, должны были автоматически превращаться в муниципальные районы, поскольку в их границы входили и сельские поселения (СП). В пределах Чайковского муниципального района, наряду с Альняшинским СП, Ольховским СП, Уральским СП и т.д. возникло Чайковское ГП - городское поселение.

Конечно, у Чайковского все-таки был вариант получить статус достойной административно-территориальной единицы – городского округа. Где все было бы в одних руках – и образование, и здравоохранение, и общественная безопасность, и культура, и спорт, и молодежная политика, и состояние дорог, и общественный транспорт, и забота о развитии территории. И вообще все, от чего зависит нормальная жизнь людей в отдельно взятой местности. Чтобы стать городским округом, выделиться из муниципального района со своими границами, в Чайковском должен был пройти референдум. Только тогда об этом вряд ли кто-то знал. Гражданское общество тоже еще мало что собой представляло, чтобы самостоятельно браться за решение столь сложной задачи.
Выйти с инициативой перед Законодательным собранием Пермского края о выделении границ городского округа могла и сама районная муниципальная власть. То есть хоть глава района Н.Заикин, хоть Земское собрание во главе с председателем ПЕТРОМ БЕЛЬКОВЫМ. Сейчас вряд ли кто-то скажет откровенно, отчего такого почина не последовало, об этом можно лишь догадываться. Может, кто-то побоялся потерять должность «главного парня» во всей округе, а кто-то не захотел утратить пригретых депутатских мест, изменить статус.
Ведь с появлением городского округа, согласно требованиям закона, исполнительно-представительная власть не должна оставаться на территории городского округа. В Фоки, Ольховку, Большой Букор, Уральское и т.д. – пожалуйста.
Вот и пошло все так, как пошло. Две власти. Два «центровых» здания. Два управленческих аппарата. Две разновидности полномочий. Два бюджета, кормящиеся от одного и того же населения. Два Дня Победы. Два Дня города. Две елки. Две культуры и два спорта. Две молодежные политики. Два совета предпринимателей. И много еще чего по два.

Скажите, зачем нам эта рать чиновников, - деньги, что ли, некуда уже тратить? Зачем нам плодить депутатов от наших микрорайонов - один депутат в городской думе, другой в Земском собрании? Зачем нам выборы то одного главы, то другого, и трата вполне конкретных бюджетных денег на избирательные кампании-клоны? То же самое с выборами в два представительных органа - городскую думу и Земское собрание. Благодаря ФЗ-131 в Пермском крае уже образовалось несколько городских округов: Пермь, Березники, Соликамск, Кудымкар, Кунгур (даром, что по численности населения тот же Кунгур меньше Чайковского, там 68 тысяч против наших 84 тысяч). Они работают напрямую с краем, имеют больше шансов входить в разные социальные программы, быстрее получают федеральные и краевые деньги на участие в региональных и федеральных программах, минуя пресловутую районную вертикаль.
Потому что городских округов – раз-два, и обчелся. А поселений в Пермском крае свыше 300, в том числе Чайковское городское, называется «вас много, мы одни». На нас начинают смотреть с интересом только тогда, когда хотят отмыть казенные деньги или бросить кому-то кусок для развития бизнеса. За примерами ходить не надо. Достаточно вспомнить события второй половины 2009 года, особенно принудительное внедрение новых управляющих организаций.  
На мой взгляд, сейчас у горожан есть вероятность перейти к разумному устройству местного самоуправления. Этот путь лежит через референдум, где надо решить, хотим мы или нет выделить границы городского округа из состава Чайковского муниципального района.

 Порядок действий следующий (если предлагаемый алгоритм ошибочен, мы с удовольствием примем замечания наших читателей. – Ред.). Инициативная группа граждан собирает подписи о том, что избиратели хотят провести референдум. Собрав необходимое количество подписей, она выходит на представительный орган Чайковского муниципального района – Земское собрание. Земское собрание назначает дату референдума. Допустим самый благоприятный исход: при голосовании население высказывается больше «за», чем «против»; голосов «за» не меньше, чем предусмотрено Уставом муниципального образования. В таком случае наше Земское собрание должно принять соответствующее решение и предложить Законодательному собранию Пермского края разграничить территории городского округа и муниципального района. Получив это предложение и полный пакет нужных документов, Законодательное собрание принимает закон об изменении границ. Закон Пермского края вступает в силу сразу, как будет подписан губернатором и опубликован. На карте Пермского края появляется новая административно-территориальная единица – Чайковский городской округ.

Да, история с референдумом – долгая история. Ну так и время у нас сейчас как раз появилось. До марта 2011г., когда должны быть очередные выборы в Земское собрание, еще больше года. За это время можно осилить все процедуры, что положены по закону для проведения референдума и легализации его результатов. Череда выборов в местные органы власти, потрясения 2008-2009гг. показали: в Чайковском созрели гражданские силы как основа нормального общества. Большинство избирателей уже не запугаешь, так же как и не купишь - за пряник, за конфетку. В городе есть общественные и политические организации – Совет ветеранов, местные отделения КПРФ и ЛДПР, советы общественности по месту жительства, другие структуры. Их авторитет держится на конкретных делах и на признанных лидерах. Это ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ, ГАЛИНА МОЗОЛЕВСКАЯ, ГЕННАДИЙ ШИЛОВ, ЛЮДМИЛА ХОМУСТЕНКО, ИВАН НЕВАКШЕНОВ, ЕВГЕНИЙ ЮРКОВ, ЛЮДМИЛА КИРЕЕВА, ТАТЬЯНА БОЧКОВА, СЕРГЕЙ КРАСНОПЕРОВ, ГАЛИНА СМЕТОВА, ОЛЕГ КОПЫТОВ, ЛЮБОВЬ МИНЧЕНКОВА, ВАЛЕРИЙ КУДРИН, ВАЛЕНТИНА ГУРЫЛЕВА, АЛЕКСАНДР БУЗИН, ДАВИД ВОЛК, ЕВГЕНИЙ ЛУЗИН и другие. Если они посчитают идею об образовании городского округа правильной, то могут создать инициативную группу по подготовке к референдуму. Без преувеличения, это будет историческая, патриотическая миссия чайковцев.

Возглавить инициаторов движения за создание городского округа, на мой взгляд, может (и даже обязан) ЮРИЙ ВОСТРИКОВ, победивший на выборах главы города в 2006-и 2008-м годах. В 2006г. он создавал с нуля муниципальное образование, был избран и много работал в Ассоциации «Совет городских поселений Пермского края». В свою очередь, Ассоциация входит в Совет муниципальных образований Пермского края. Так что у Юрия Геннадьевича хватит практического и теоретического муниципального опыта, чтобы грамотно, доходчиво объяснить идею с городским округом избирателям. Хватит организаторских способностей, чтобы решить проблему на деле. Эта работа должна быть выполнена в течение 2010 года. А в 2011-м вновь образованный городской округ Чайковский спокойно проведет свои первые выборы.
А как же, спросит читатель, выборы Земского собрания, ведь полномочия действующего состава истекают как раз весной 2011года? Думаю, здесь тоже есть вариант, рациональный и привлекательный для избирателей из сел и деревень. В Очере, например, депутаты Земского собрания – это главы сельских поселений. Они уже выбраны односельчанами, поэтому необходимость в дополнительных выборах отсутствует. Ту же схему формирования представительного органа, от всех своих 9 сельских поселений, Чайковский муниципальный район может взять за образец.

Т.ЧИРОК