Категория: № 6(113) 2009 г.
Просмотров: 3502

Юрий ВОСТРИКОВ:

«МНЕ НЕ НУЖНО ПРЯТАТЬ ГЛАЗА»

Глава города ЮРИЙ ВОСТРИКОВ, отправленный в отставку группой депутатов-единороссов и примкнувших к ним коллег по ходатайству губернатора Пермского края, отвечает на вопросы газеты «Мы».

Юрий Геннадьевич, как вы оцениваете свою отставку: откуда ноги растут?
- Оценивать уже поздновато, надо было предвосхищать. Ноги растут, наверное, от политических возможностей людей, имеющих интерес к финансовым средствам. Вот и все. Больше ничего нового в мире не придумано.

С каким чувством смотрите на людей, как вы себя ощущаете в городе после того, что случилось в конце июля?
- Смотрю на людей, как и прежде. Вижу положительное отношение со стороны большинства жителей города, большую моральную поддержку. Им за это глубокий поклон. Может, интерес людей ко мне не чисто житейский, он другого рода. Потому что строили новые планы, связывали свои перспективы и перспективы города со мной. Мне не нужно прятать глаза. Взгляд притупляет тот, кто виноват или стыдно за то, что поматросил да бросил. Избиратели видят, что сделано в городе как раз нашей командой. Планы сверстаны на ближайшие три года, они обнародованы. Программы развития разработаны и на ближайшие 10 лет, их надо только корректировать. А при сегодняшней администрации, считаю, наметилась действительно антинародная ломка. Они собираются свернуть до минимума работу с детьми, с молодежью и с общественностью, свернуть культуру. Это понятно по высказываниям, по информации, которая просачивается из новой команды управленцев.

Так что моральное состояние в порядке?
- Не угнетен. Хотя был расстроен немного. Когда люди, с которыми какое-то время работал, вдруг тебя, как говорится, сливают - за пряник, за конфетку… Поведение большинства депутатов городской думы явилось для меня неожиданностью. Все-таки были другие представления об их моральных качествах. Конечно, из этого котла я вышел другим человеком. Еще раз увидел, что народ наш на 99% нормальный. Понимающий, воспитанный. За все это время не увидел злорадных лиц. Конечно, всегда есть те, кто наговаривают. Может, есть даже смакующие мою отставку, и их даже больше, чем допускаю. Но я стараюсь про них и не думать. Про таких знает только моя теща.

События 28-30 июля как в городе, так и в Пермском крае связывают с некими политическими мотивами. Как вы относитесь к такой трактовке происшедшего: мэр Востриков был неугоден, он был не той политической окраски.
-Это тоже сыграло роль. У нас же все должны быть в какой-то партии, понятно, в какой. Кто не привязан к чему-то – тех легче всего обрезать. Кто представляет кого-то, какую-то партию, организованную и представленную в Госдуме, – те хоть немного защищены. Им легче работать, но ими и легче манипулировать. Рычаг управления есть. Это партийная дисциплина и система «корпоративных скидок» в придачу.
 
Тем не менее, депутаты поддержали губернатора. В городе долго отсутствовала горячая вода, сорваны капремонты жилого фонда и программа по переселению из аварийных домов,- все это поставили в вину Вострикову. Насколько обоснованы, по-вашему, выдвинутые претензии?  
Вы знаете о затянувшемся конфликте между управляющими компаниями и энергетиками. Ресурсоснабжающая организация Инвестспецпром на всю Россию трясла долгами коммунальщиков за тепло. Сумма задолженности выросла до 270 миллионов. Тогда Инвестспецпром, с одобрения вышестоящей организации ТГК-9, отключил горячую воду в городских домах. Наша администрация долго боролась за то, чтобы конфликтующие компании решали свои споры в арбитражном суде, как положено хозяйствующим субъектам. Проводили совместные совещания, пытались то примирить их друг с другом, то уговорить, то решить вопрос через графики погашения задолженности, то через привлечение ОБЭП к финансово-хозяйственным проверкам. В домах, где удавалось убедить людей, помогали создавать ТСЖ. Обращались в прокуратуру, искали содействия. Готовили иски в суд, чтобы вывести недобросовестные предприятия с рынка коммунальных услуг. На определенном этапе, исчерпав весь арсенал «мирных» приемов, даже начали подготовку к «разводу» города с Инвестспецпромом. Но искать диалог все равно продолжали. Было принято решение поставить счетчики тепловой энергии на дома. Компания ТГК-9 уже соглашалась предварительно вложить свои средства в эту программу.

 То есть в этом смысле вам себя упрекнуть не в чем?
- Считаю, мы действовали правильными методами. Не встревали в бизнес, как это стала делать новая администрация. Все увидели, что обещания решить вопрос с горячим водоснабжением сразу же после смены власти – сплошной блеф. Споры управляющих компаний и Инвестспецпрома закономерно перешли на следующую стадию – в арбитражный суд. И только потом, как результат, энергетики включили горячую воду. Сейчас суд разбирается с нормативами энергетиков на горячее водоснабжение, которые якобы завышены. Предполагают, что это по этой причине также росли долги УК. К судебной работе подключены экспертные организации.
Я не утверждаю, что работал идеально. К числу ошибок отношу то, что у нас не получилось создать полноценной конкуренции на рынке ЖКХ. Но это не имело никакого отношения к отсутствию горячей воды.
Корни надо искать в системе, в общем положении дел. Наш город страдал наряду с другими.12 августа губернатор проводил совещание с главами южных поселений, и главы в голос говорили о проблемах с горячим водоснабжением. В целом по Пермскому краю сидели без горячей воды процентов 80 поселений. Это уже говорит о системе. Пермский край имеет социально значимую отрасль, а компания, которая туда запущена, имеет проблемы с социальной ответственностью. Тут вопросы уже не к Вострикову, а к губернатору.

Юрий Геннадьевич, прокомментируйте также, пожалуйста, историю со срывом федеральных программ.
- По-моему, срывы произошли только в нескольких, отдельно взятых головах. Наша администрация сделала заявку на участие в обеих программах софинансирования – по капитальному ремонту жилья и переселению из ветхих домов. Деньги на ту и другую программу выделяются из федерального центра. Общая цена вопроса – 792 млн. руб. К оформлению бумаг для получения этих средств предъявляют такие требования, что можно погибнуть. Мы собрали необходимые документы. Получили официальные уведомления: ваша заявка принята. Это значит, ни на уровне Пермского края, ни на федеральном уровне вопросов не возникло. Все шло нормально. Но, видимо, сумма почти 800 миллионов была кому-то в крае очень интересна, чтобы отдавать ее целиком в Чайковский. Весь сыр-бор начался только из-за этого.
Вдруг появилась череда неясных бумаг от ООО «Объединенная управляющая компания». Правительство Пермского края почему-то приняло их, обходя муниципалитет и вообще все правила документооборота. Хотя наши заявки были полностью сформированы, когда этой фирмы еще не было в помине. Возникли – или были организованы, могу только предполагать, - какие-то бюрократические накладки. Этим воспользовался кто надо, документы из администрации объявили филькиной грамотой. Заплели сюда долги ТГК, и разыграли карту со срывом программ по вине главы города. Тем более, нужно было откатать эти поправки к Федеральному закону №131, поставить на себе очередной опыт. Это в стиле губернатора Пермского края: мы должны быть первыми в России. Для опыта нужен был город – большой, известный, чтоб эхо пошло по всей России. Не Гремячинск же брать. В общем, чего хотели, того и достигли.

На минуточку. Как известно, после смены власти в город поступили миллионы на переселение из аварийных домов. Разве государство дает деньги по заявкам и документам, составленным с нарушениями?
Деньги дали по заявкам, представленным нашей администрацией. То есть программа в итоге работает, средства пошли. Другой вопрос, что дали их только под осень, и по факту не всю сумму, а шестую часть. Зато сейчас некому спросить, где остальное. «Свой» человек, назначенный после моей отставки, вряд ли станет задавать нескромные вопросы. Опять же будет на кого списать срыв программы в полном объеме. На Вострикова, на кого же еще.

Все знают о проведенных проверках в администрации. Вам известны их результаты?
- Проверяющие изучали деятельность финансовых структур и как взаимодействуют все получатели бюджетных средств. Ревизовалось расходование средств на программы по капитальному ремонту. Все проверки прошли на предмет возможности возбуждения уголовного дела. По линии администрации в принципе, найдены нарушения только дисциплинарного характера. Это распространенные вещи. Гораздо серьезнее выводы в отношении подрядных организаций-участников программ по капремонту. Конкретно - нарушения выявлены у людей, которые подписывали акты приема-передачи. Знаю, что заведено уголовное дело, связанное с работами по капитальному ремонту крыш.
Второе дело связано с подачей заявки на участие в той самой федеральной программе. По качеству исполнения этой самой бумаги, а не потому, что деньги там истрачены. Дело может быть против чиновников, но пока никто не приходил, ни о чем не спрашивал, не объяснялся. Хотя раньше там уже работала прокуратура, которая не нашла состава преступления. Я получил представление прокурора об устранении нарушений, провел служебное расследование, выполнил представление, установил, что сотрудники работали с документами, которые пришли от управляющей компании. Вот и все. Сейчас эту тему опять подняли. Предполагаю, каких-то серьезных действий по отношению к работникам администрации не случится. Потому как подлога как такового там не было. Какие бумаги принесли, те и исполнялись технически. Ну, пусть расследуют.

Как считаете, Юрий Геннадьевич, обращение в суд для вас сопряжено с какими-то рисками? Все-таки выстраивается очевидная цепочка. Сначала убрали главу города, потом наступило затишье. Известно, тогда что вы встречались с губернатором. Наверняка вам там показали все расклады. Если будешь сидеть спокойно, дадим тебе дышать. Если будешь вести себя другим образом, то моделируем другую ситуацию, прими к сведению. Потом, очень близко к тому времени, как появилась информация о вашем обращении в суд, СМИ поведали: против чиновников чайковской администрации возбуждено дело. А уж когда точно обратились с исковым заявлением – там вообще сообщения пошли косяком: против чиновников чайковской администрации возбуждено еще два дела! Без конкретики, кто согрешил и в чем. Этакий намек: смотри, не дергайся, все в нашей власти. Как вы оцениваете свои позиции в суде при таком раскладе?  
Любое обращение в суд сопряжено с рисками. Когда ты убирался командой губернатора, то не исключено все. Как действует эта команда, знают все жители Чайковского на примере избирательной кампании главы района в марте 2009года. Тем не менее, надо бороться за восстановление. Для меня одинаково важно все: и мое доброе имя, и проекты, которые наша администрация обещала городу. Поскольку факты налицо, то позиции есть. Все должно быть расставлено на свои места.

Сегодня на рынке услуг ЖКХ в городе паника и хаос. Гражданский кризис налицо. Территорию раздирают различные новые управляющие компании. Помимо счетов-квитанций от обслуживающих УК, жителям многоквартирных домов отправляют фирмы, которые услуг фактически не оказывали. Люди не знают, куда отдавать деньги и кому, а кто-то уже и заплатил по левым квитам. Есть ощущение, городская власть полностью переплетена с бизнесом и она не может внести ясность, кто есть кто, по двум причинам: либо не знает, как это можно сделать политическими методами, либо сама по уши влезла в дележку перспективного бизнеса. Поэтому ей нет веры от населения. В органах местного самоуправления не оказалось морального лидера, способного и готового сориентировать людей в этой ситуации. Как, по-вашему, следует поступать обычным гражданам в этой ситуации?
Платить нужно тому, с кем у тебя был договор. Даже если ты договора не заключал, но платил. Никаких резких движений! До того времени, пока не распишешься там, что ты был участником общего собрания при проведении той или иной компанией. Пока не удостоверишься, что весь дом перешел под управление новой компании и она реально вас обслуживает. Держитесь на расстоянии пушечного выстрела от тех, кому трудно доверять. А то некоторые убивались, доказывая, что как только возьмутся за дело, сразу снизят расходы. Обещали принести народу избавленье от коммунальной тирании. Сейчас все видят, как они заходят на рынок: еще одной ногой на пороге - и уже обманывают людей, действуют как мошенники. Кроме счетов от действующих УК, жителям принесли счета уже от этой управляющей компании. Она просит оплатить ей за августовские услуги ЖКХ, хотя этой «укашки» даже рядом с обслуживанием домов не стояло. И долго еще, я думаю, ее там не будет стоять. Наши суды, думаю, не готовы рассматривать в оперативном режиме тысячи дел по возврату денег, которые вы уплатили по «левым» квиткам.
 
Одна из пермских газет сочувственно объявляет чайковцев «тщательно спрятавшимися по кухням для борьбы». Вы считаете, городу светят только такие перспективы? Или от нас, от вас пока еще зависит демократия в системе местного самоуправления?
Нужно проявлять активность при обсуждении, когда будут проходить публичные слушания по изменению уставов. Будь то устав района или города. Потому что там можно ожидать заложенной мины. Она приведет к изменению структуры местного самоуправления. Новую структуру сегодня насаждают все те же господа. Их фамилии известны, они открыто пытались решить исход последних выборов на территории Чайковского муниципального района путем политического насилия. Они зачастили в Чайковский одновременно с «революцией сверху». Если и в дальнейшем все пойдет по их задумкам, перспективы у местного самоуправления нет. Поэтому – до свидания, свободные выборы.
- Не кажется ли вам, что прежде всего основы местного самоуправления подрывает статья 74 п.1 федерального закона о местном самоуправлении? Она как бы говорит избирателям: голосуй не голосуй – получишь сам знаешь что, все решит «ЕР». Наш самый прогрессивный губернатор показал это всей стране на примере города Чайковского. И теперь все знают: 15 гавриков спокойно и безнаказанно могут решать за весь народ судьбу его волеизъявления
- Да, это очень принципиально. Насколько мне известно, ни один муниципалитет в России не согласовал это нововведение – поправку к 131-му закону. А гегемон наш в виде «Единой России» решил по-своему и обесценил право людей как раз федеральным законом. Кто-то внушил там президенту, что нет возможности избавиться от какого-то главы. Да любого бездействующего главу можно убрать в две секунды! Но никак нельзя проецировать это на всю идею местного самоуправления. Если мы пойдем сейчас тем же путем, народ от выборов вообще отстранят. Модели удушения местного самоуправления будут меняться. Избирательный процесс превратят в клоунаду, пойдут по пути выбора глав из депутатов. Главы, избранные народом, станут председателями дум, скорее всего, неосвобожденными. А принимать реальные решения, работать будут те, кого назначит губернатор. От них и будет всё зависеть. Вот такой сейчас отрабатывается образец. Если народ примет эти условия – значит, с тем и начнем жить. Но может и не принять, имеет право.

 

ЛЮБОВЬ ЧУГАЕВА