Просмотров: 7675

ПО СЛЕДАМ «СКОТОВОЗА»

По следам СКОТОВОЗА

Поездка на общественном транспорте по городу заставляет поразмыслить, так ли уж далеко мы отъехали от времен, когда народ называл автобусы скотовозами. Конечно, автобусы сейчас не те, что были до передачи общественных перевозок в частные руки. На смену ЛиАЗам пришли «пазики». Стоимость проезда при новом собственнике  растет энергичнее, чем когда-то, в погоне за ценами больших городов. А то перевозчики, чуть что, начинают качать права перед городской администрацией, требуя достойных тарифов. Логично предположить, что новые прейскуранты подразумевают в свою очередь заботу о качестве услуги.

 

У тех, кто нас возит по городу туда-сюда, об этом самом качестве, похоже, свое представление: тебя везут, скажи спасибо. Сажусь на площади К.Маркса в автобус первого маршрута, еду на Уральскую до конечной. На переднем сидении, развернувшись к салону задом и сделавшись лицом к водителю автобуса, сидит, устроился, судя по всему, его коллега.

Наверное, они давно не виделись, а тут представился случай пообщаться. Весь путь джентльмены ведут светскую беседу, не закрывая ртов:

- Дыр-дыр-дыр-дыр-дыр.

Неприятно-то как! Обстановка на дороге – вещь капризная, попасть в переплет можно за доли секунды. Помнится, раньше даже таблички были, призывающие не отвлекать водителя во время движения. Если что, просили сообщать руководству автотранспортного предприятия, сообщая номера телефонов так настойчиво, что за годы поездок на народном транспорте они врезались в память: 3-30-14 – диспетчер АТП, 3-27-17 - зам. директора по эксплуатации. А кто сейчас готов внушать  водителям, что надо следить за обстановкой на дороге, не отвлекаясь на разговоры? Вижу только упоминание ИП, но, судя по всему, круг вопросов для обсуждения с пассажирами ограничен кадровой темой.

И даже если бы написали: милости просим, звоните во всем волнующим вас моментам, имеющим отношение к обслуживанию! – о ком конкретно пришлось бы говорить? Все равно насчет водителя и кондуктора нет никаких данных. На нет и суда нет, так ведь? В Кирове вон кондукторша грубо вытолкнула из автобуса третьеклассника, не заплатившего за тяжелый школьный рюкзак, на улице стоял мороз, и мальчик серьезно заболел. Инцидент стал достоянием прессы, так это хамло автобусное, превратившееся в призрак, искали по приметам всем городом, с подключением сотрудников полиции, хотя номер маршрута – 3 – был  известен.

На обратном пути попадаю в этот же автобус. Боже, этот крендель опять здесь, и история повторяется:

- Дыр-дыр-дыр…

Прошу кондуктора, чтобы подсказала водителю: хватит уже отвлекаться на разговоры. Та  ноль эмоций, пошла «обилечивать» пассажиров. Ну да, что может быть главнее сбора денег?

Пассажиров набивается полный автобус. Общительность шофера, так же как включение громоподобной музыки после "встречи друзей", их не тревожит. Делать замечания у нас считается предосудительным. Едем же, чего еще?

Но все  и начинается  с мелочей. Равнодушие и авось – наша национальная фишка. Думаю, без всеобщего пофигизма и самомнения не случилось бы страшной трагедии в июле 2009 года, когда поддатый судовладелец решил прокатить на катере ТБС-20 сотрудников  магазина автозапчастей «Пятое колесо», отмечавших профессиональный праздник. Вместо предельно допустимых 8 человек на борту оказалось 23. Представляю, что было бы, если б нашелся выскочка и высказался насчет тройного перегруза или капитанской «некондиции»… Ну и закончилось тем, чем закончилось. Неподалеку от берега водохранилища катер перевернулся и пошел ко дну, 18 человек спаслись, остальные утонули. Владелец судна, по вине которого погибли 5 человек, получил 1 год 4 месяца колонии-поселения. Суд решил, что виновник аварии должен компенсировать родственникам  погибших моральный вред, цена вопроса - порядка 1 млн. руб., об этом в августе 2010 года сообщила «Комсомольская правда» http://www.kp.ru/daily/24544.5/723177/?geo=3

Не знаю, как скоро решался бы, в случае чего, судебный спор из-за ЧП с автобусом на общественных перевозках. Ситуации, чреватые трагическим оборотом по причине так называемого человеческого фактора,  возможны любые. Водители-профессионалы за рулем могут позволить себе и разговоры по сотовому телефону – увы, это перестало быть прерогативой автолюбителей. Автобусы, проскакивающие на красный свет, достаточно постоять на оживленном перекрестке Ленина и К.Маркса, становятся нормой жизни. Не исключено, на момент аварии владелец автобуса может оказаться где-нибудь на Мальдивах и заявить: при чем здесь я, пусть отвечает тот, кто виноват. А с того, кто спровоцировал ДТП с последствиями для вас,  взять будет нечего, кроме анализов, особенно если государство займет позицию же гуманную, сколь в истории с затонувшим катером.

Поэтому, дорогие мои,  любите себя и берегите, не надейтесь на дядю-гайца, не обольщайтесь высокой ответственностью тех, чей заработок имеет прямое отношение к вашей безопасности, и не позволяйте транспортникам использовать вашу жизнь как разменную монету. Вмешивайтесь, если вам что-то не нравится, и качайте свои права, не бойтесь со стороны раздолбаев обвинений в мелочности и склочности. Пусть учатся  производственной культуре, дорожат доверием пассажиров, а нет - займутся делом попроще.

 

Любовь Чугаева