ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Статистика посещений

1825033
СегодняСегодня2
ВчераВчера0
За неделюЗа неделю2
За месяцЗа месяц2
За все дниЗа все дни1825033

Регистрация/вход

 

БЛАГОДЕТЕЛЬ В НАТУРЕ

– Расскажите, пожалуйста, как увековечены имена тех, кто пожертвовал на строительство церкви.
– Они высечены на мраморных досках при входе в нижний храм.
– А еще?
– Крупным жертвователям вручены памятные грамоты.
– ..?
– И всё. Этого достаточно. Многие просто не хотят, чтобы их славословили, записывали куда-то. Жертва она и есть жертва, Бог видит, - терпеливо втолковывает мне ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей МИХАИЛ РЯЗАНЦЕВ.
Беседа с московским священнослужителем носит не праздный характер. Она состоялась по просьбе Лидии Михайловны, читательницы нашей газеты. Женщина захотела узнать, в какой форме решена деликатная проблема благодарности за пожертвования на сооружение православной церкви. Потому что была шокирована тем, как это сделано в Чайковском, на строительстве храма Георгия Победоносца.

Проходящий народ издалека видит надпись под самым большим из куполов: ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ООО «ПЕРМТРАНСГАЗ» ЧИЧЕЛОВ ВИКТОР АЛЕКСАНДРОВИЧ. В надписи натурализована признательность церкви за большую сумму, которой помог благодетель, сидящий на большой газовой трубе. Ну и вот, сперва идет храмовая стена, потом г-н Чичелов под куполом, а выше только небо. И Лидии Михайловне активно не нравится такая постановка вопроса:
– Бог – это последнее, что осталось для наших людей. И воздавать ему благодарность через господина Чичелова?! Который и театр народный в нашем «Гидростроителе» закрыл, похоже, из-за каприза, и отвечает «Благотворительностью не занимаюсь» педагогам, когда они хлопочут за детей. Который в прошлом году, когда мы сидели перед телевизорами и молились за Беслан, устроил гулянку на широкую ногу, с известным певцом-сквернословом и фейерверком. По-моему, это кощунство, возносить себя чуть ли не под небеса. Произвольное символотворчество какое-то, других слов не нахожу. Одичали от тщеславия, прости меня, господи. Не видят разницы между великими и крутыми.Ведь с такими вещами не шутят. Это человека можно обмануть, приучить к мысли, что все покупается и продается. А Господа – нет.
… Итак, вернемся к тематической экскурсии в Храм Христа Спасителя в Москве.
– Вы видите, все в пределах разумного, – говорит протоиерей Михаил. – Место для досок определено вне храма. Скромно и достойно.
В помещении у самого входа вижу 14 мраморных досок. Первые семь - с высеченными именами частных пожертвователей; на семи других названия, выражаясь мирским языком, юридических лиц. Информация о «частниках» ограничена фамилией, именем и отчеством. Например: Ростропович Мстислав Леопольдович, Башмет Юрий Абрамович, Кобзон Иосиф Давыдович, семья Сердюковых, Церетели Зураб Константинович… Список на каждой доске предваряет следующий текст:
 «Явив щедрость души народа российского, они откликнулись на призыв принять участие в воссоздании святыни Отечества». Под списком: «Низкий вам поклон» и дата.
Так называемые юрлица представлены фразой: «Свой бескорыстный вклад трудами и пожертвованиями в воссоздании храма Христа Спасителя внесли…». В их адрес высечены слова привета: «В память о прошлом, с верой в будущее». И опять списки, списки, списки, всего 130 предприятий и организаций. Правительство Москвы, АБ «Инкомбанк», Посольство Греции в Москве, Гостиница «Националь», Московская Торгово-Промышленная палата, АО «КамАз», ГП «Мосгаз»...
Ну и, конечно, РАО «Газпром», прямо на первом месте. Наверное, помог хорошо, сообразно своим финансовым возможностям. Только имени Рема Ивановича Вяхирева (кажется, он тогда был в Газпроме самый главный, т. к. доска датирована 1999-м годом) там нет. Хотя человек потрудился как морально-нравственно (принял решение, будучи распорядителем кредитов), так и физически (держал ручку, подписываясь в банковской платежке). Что тут скажешь. Выбирая форму благодарности благодетелям, церковь донесла до прихожан нравственную норму, а не аномалию.
Понятно, что даже при самом большом уважении к собственной персоне гендиректор Пермтрансгаза, он же депутат Пермского областного Законодательного собрания, не залезал под купол, чтобы изобразить надпись. Это только те, которые пишут на заборах разные короткие сообщения, типа здесь был Федя, работают своими руками. Наверняка более прямое к начертанию мемориальной надписи под куполом имеют все-таки священнослужители. Значит им есть что сказать на этот счет.
Предположения оправдались. Один из православных священнослужителей нашего города произнес по телефону монолог (запись приведена в сокращении):
– Надпись появилась, потому что он /В.А.Чичелов/ пожертвовал деньги на этот купол. Может, пермтрансгазовские, а может, личные, я не знаю. Ведь Господь дает для чего-то людям богатство. За таких людей надо радоваться и молиться, что дают деньги на церковь, а не на магазины, водку и кафешки, как предприниматели строят. Это благословлено епископом, с древности идет, раньше тоже купцов на куполах писали. Ничего здесь плохого нет. Просто люди завидуют – и всё. Такие люди, которые завидуют, не радуются чужому как бы счастью. Вместо того, чтобы молиться, искать спасение своей душе, они ищут неувязки, копают. За них нужно молиться, как за несчастных, которым вот, действительно, лукавый не дает места. Я так вот вообще не обращаю внимания на такие моменты в храме. Здесь священно, Царство небесное, /нечего/ рассматривать, придираться ко всякой надписи. Я вообще не хочу, чтобы вы это писали. Я не благославляю такую писанину. Если что, так и пожалуюсь. И вообще священников не поминайте.
Слушаюсь и не поминаю. Однако вспоминается один эпизод из журналистской практики. Это было лет десять назад, тогда один святой отец объявил в чайковской православной общине сбор средств на церковное строительство. Приход воодушевился и стал сдавать деньги. В ограде домовой церкви выросли огромные штабеля стройматериалов. Но однажды вдруг все исчезло. И досок не стало, и батюшки. Бабули вспомнили, что они такие же граждане, как все и могут воспользоваться конституционной свободой слова. Пришли в газету, попросили выяснить, намерено ли областное руководство принять меры к возврату имущества, купленного на личные сбережения верующих граждан. Мне пришлось поехать в Пермь к высокому духовному чину, Царство ему небесное. Он выслушал рассказ о печалях Чайковских прихожан и тоже заговорил о лукавом, который заставляет этих старух лезть не в свои дела.
Помню, он был сильно раздосадован направлением нашего разговора. Так сильно, что под конец аудиенции неожиданно перегнулся через величественный стол, обитый сукном, выхватил у меня прямо из-под носа лист, на котором был записан весь диалог, и разорвал бумагу.
Тот материал появился в продолжение моего малокультурного, абсолютно неоцерковленного представления о святотатстве. Он просто излагал историю душевного порыва моих земляков, мечтающих иметь в городе настоящую церковь. Без комментариев.
Думаю, сейчас тоже будет уместно оставить собственное мнение при себе. No comments. Это не обсуждается.

Т. ЧИРОК 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

общественно-политическая газета МЫ.
Печатное СМИ распространяется на территории России.
главный редактор Чайковской общественно-политической газеты МЫ - Чугаева Любовь Николаевна