ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Статистика посещений

1838750
СегодняСегодня2
ВчераВчера0
За неделюЗа неделю2
За месяцЗа месяц2
За все дниЗа все дни1838750

Регистрация/вход

 

УЧЕБНАЯ НАГРУЗКА

Грани темы – в интервью начальника южного территориального отдела территориального управления Роспотребнадзора по Пермской области ИГОРЯ АНДРИИВА. 

– Игорь Ярославович, в какой мере такая грань школьной жизни, как учебная нагрузка на детей, интересна нашему государству?
– В Санитарных правилах РФ «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» нормы нагрузки на учеников прописаны отдельным пунктом под названием «Требования к режиму образовательного процесса». СанПИн предъявляет к составлению школьных расписаний конкретные, научно обоснованные требования. Задача общества, в том числе нашей службы, состоит в том, чтобы, получая качественное образование, ребенок не потерял здоровье в процессе учебы.

– Вы могли бы перечислить самые актуальные моменты из Правил?
– Для каждого класса, для каждого возраста регламентируется своя учебная нагрузка, количество часов в учебной неделе. Больше этого в расписании быть не должно. Учебная неделя может быть как шести- , так и пятидневная, но при условии, что максимальная недельная нагрузка не превышена. Продолжительность уроков – не более 45 минут. Перерывы тоже регламентируются. Перемены между уроками – не менее 10 минут, обязательно должна быть одна большая 30-минутная перемена после второго или третьего уроков, либо две перемены по 20 мин. каждая, после второго и третьего уроков.
Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам разрешено проводить только в 10-11 классах. В начальных классах сдвоенные уроки вообще не должны проводиться, ни при каких условиях. В среднем звене, это классы с пятого по девятый, сдвоенные уроки допускаются только для проведения контрольных и лабораторных работ, уроков труда и физкультуры целевого назначения – лыжи и плавание. По основным профильным предметам они допустимы только в том случае, если идут после физкультуры или динамической паузы, которая длится не менее 30 минут.
Нельзя объединять в пары уроки повышенной умственной нагрузки, как физика и математика. Предметы следует чередовать, один из принципов чередования уроков – «физика-история», «русский-математика». Обязателен принцип чередования так называемых основных предметов с занятиями физкультурой, чтобы мозг ребенка успевал отдыхать и восстанавливаться.
– Назовите, пожалуйста, нормы максимальной недельной нагрузки для учащихся общеобразовательных школ, с первого по одиннадцатый классы.  
– В настоящее время школы отдают предпочтение шестидневке. Исключение составляют первые классы. У первоклассников только пятидневная рабочая неделя, продолжительность уроков – не более 35 минут. Ставить в расписании четыре урока им можно лишь со второй четверти, в первую четверть – не больше трех. В течение всего учебного года ученикам первых классов нельзя давать задания на дом, ставить оценки в баллах.
Итак, о максимальной недельной нагрузке. В первом классе она составляет 20 часов. У остальных при 6-дневной рабочей неделе: второй-четвертый классы – 25 час., пятый – 31 час, шестой – 32, седьмой – 34, восьмой-девятый – 35, десятый-одиннадцатый – 36. Максимальная нагрузка включает в себя все, что проходит в школе. То есть не только уроки, но и часы факультативных занятий, групповых и индивидуальных. Это – один из нюансов, и факультативное расписание, которое составляется отдельно от расписания уроков, тоже находится в зоне нашего внимания.  
– В школьных расписаниях учебных заведений города и района присутствуют уязвимые звенья?
– Слабые звенья есть всегда. Если общая часовая нагрузка уже более-менее отрегулирована, то по нагрузкам в течение дня еще есть определенные вопросы. В первую очередь они связаны с чередованием предметов, когда основные предметы ставятся один за другим. Если физкультура и труд стоят в самом начале или в конце расписания, то все основные предметы идут в середине дня, один за другим. Особенно это наблюдается в средних классах, тем же грешит и начальное звено. Зачастую возникают ситуации, связанные с нехваткой учителей, с больничными листами. И начинается: с утра, допустим, две физики, две алгебры, потом что-то еще в том же духе.
Как итог, мозг ребенка перенасыщается информацией и устает, наступает переутомление. Повышенная нагрузка на ребенка приводит к развитию заболеваний, вплоть до снижения иммунитета, к появлению так называемых школьных болезней - нарушениям осанки, анемиям и неврозам. При этом не достигается цель преподавания, потому что школьник перестает усваивать программу.
– Что представляет собой механизм государственной защиты ребенка?
– В августе нынешнего года к нам поступило письмо от вышестоящей инстанции, теруправления Роспотребнадзора. В нем указано провести согласования и анализ школьных расписаний по каждой школе, выполнить эту работу в самом полном формате, чем мы сейчас и занимаемся. Каждое учебное заведение представляет свое недельное расписание, которое получает оценку с позиций Санитарных правил. Кроме того, школы обязательно представляют нам расписание звонков. Все это делалось и раньше, но в ходе проверок, плановых и внеплановых. Сейчас процедуре придан более организованный, одномоментный характер. Она приурочена к началу учебного года, чтобы расписание можно было проконтролировать и поправить.
Надо отметить, педагоги практически всех школ города и района относятся к проблеме с пониманием. Они приходят, звонят, советуются, как сделать лучше, учитывают наши замечания, вносят исправления в расписание уроков. Оперативнее работают сельские школы, потому что классов у них меньше, чем в школах города. Специалисты по гигиене детей и подростков отмечают расписание Альняшинской средней общеобразовательной школы, которое отвечает всем основным параметрам санитарных правил.
Завершив согласования, мы выдадим результаты полного анализа каждому учебному заведению. В конце октября все обобщенные сведения будут отправлены в Роспотребнадзор. Если же какая-то из школ станет работать по расписанию, не согласованному с нашим ведомством, это повлечет применение административных санкций. Уместно подчеркнуть, что согласование расписаний влияет на серьезные вещи. Например, от этого зависит, пройдет ли школа лицензирование образовательной деятельности.
– Игорь Ярославович, как, по-вашему, следует относиться к учебным перегрузкам: только как к внутренним проблемам самой школы, или это - повод для дополнительного внимания со стороны родительской общественности?
– Учитывая, что под нашим контролем находится более 100 объектов, включая детские сады, плановые проверки проходят примерно раз в три года. Конечно, в таком режиме сложно отслеживать текущую ситуацию, и роль самих родителей возрастает. Родительская общественность должна стоять на страже интересов детей. Не секрет, зачастую педагоги, особенно предметники, составляют расписание, как это им удобно. Бывает, факультативы формируются, скажем так, в добровольно-принудительном порядке, потому что надо обеспечить почасовую нагрузку для учителя. Кому, как не семье, знать об этом в первую очередь? Если родители обеспокоены происходящим, они могут написать нам официальную жалобу. Такие сообщения не афишируются, фамилии заявителей не оглашаются. По жалобе мы обязаны выйти на объект и провести внеплановую проверку, дать письменный ответ. Но, честно говоря, таких жалоб от родителей, как правило, не бывает. Чем это объясняется, можно только предполагать.
– Не получится ли так, что требования врачей-гигиенистов станут противоречить так называемым вызовам времени? Все же в вузах нынче ждут абитуриентов эрудированных, с высоким качеством знаний?
– Хочу сказать только одно: больной абитуриент не нужен никому. Он не сможет нести ту нагрузку, которая есть в данный момент в высших учебных заведениях. Нынче даже школы, в которых из-за особенностей программы обучение идет интенсивней, стараются брать более здоровых детей. Понимая: больной ребенок может не справиться со школьными требованиями, – что уж говорить о вузах.  

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

общественно-политическая газета МЫ.
Печатное СМИ распространяется на территории России.
главный редактор Чайковской общественно-политической газеты МЫ - Чугаева Любовь Николаевна