Категория: № 6 (124) 2010 г.
Просмотров: 3384

НЕпубличный ПОЧИН

НЕпубличный ПОЧИН

Публичные слушания для чайковцев уже давно не новость. Эта процедура присутствует в практике местного самоуправления, считай, года с 2005-го. Почин возник благодаря Федеральному закону №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Хотят чиновники или не хотят, они обязаны обсудить с жителями проблемы местного значения. Общественные слушания  назначают по вопросам градостроительства и правилам землепользования, в связи с крупными проектами. На привилегированном положении – бюджетная тема. В Чайковском муниципальном районе, как по всей России, ежегодно выясняют, что думают граждане об исполнении бюджета. Разговор о том, как служили народу деньги района в 2009г., состоялся в мае 2010. Как и обещала редакция, впечатлениями от этих публичных слушаний делится в своих заметках Почетный гражданин г.Чайковского Е.П.Щербаков.

Публичные слушания по исполнению прошлогоднего бюджета прошли в отсутствии главы Чайковского муниципального района Сергея ПЛАСТИНИНА. Но что такое сегодня для нас, жителей района, публичные слушания? Это - единственная возможность вести прямой и открытый диалог с избранным первым руководителем. Поэтому присутствие Сергея Николаевича на слушаниях считаю необходимым, чтобы общаться с ним «живьем», без посредников. Представлять бюджет на очередной год, так же как и докладывать о его исполнении, - это, по-моему, первейшая обязанность главы района.

Да, формально С.Н.Пластинин может сослаться на то, что бюджет 2009 года разрабатывал еще Николай ЗАИКИН, экс-глава района. Но Сергей Николаевич с удовольствием делит славу, а где-то даже, я бы сказал, присваивает лавры своего предшественника. Подлинные это были достижения или они отражают умело оформленные отчеты – другой вопрос. Тем не менее, по оценке Правительства Пермского края, Чайковский муниципальный район занял 1 место среди муниципальных образований преимущественно городского типа за I квартал 2009г. Что интересно, на Доске почета Правительства Пермского края на правительственном портале в интернете, по адресу http://www.permkrai.ru/edu/mun_top/?nid=1217 висит фотография С.Пластинина, как главы наиболее успешно развивающейся территории по итогам I квартала 2009г.

Но в первом квартале 2009 года вновь избранный глава района С.Пластинин работал всего 2 дня, т.к. вышел на работу 30 марта. Только гений способен за 2 рабочих дня наруководить на самые высокие достижения по всему Пермскому краю. Я готов признать высочайшие способности С.Н. Пластинина, но попасть в дамки за 2 дня – это перебор. Если действующий глава признает за собой моральное право присовокупляться к чужим победам, то пусть разделяет сегодня по полной программе и ответственность за отчетный период. Все-таки в 2009г. он просидел в кресле главы ? прошедшего года (без 2 мартовских дней).

Как прозвучало на публичных слушаниях в докладе зам. главы Чайковского муниципального района, начальника финансового управления Зои ЗАХВАТКИНОЙ, принятый на 2009 год бюджет не выполнен как по доходам, так и по расходам. На 100% выполнены только планы по содержанию главы района. Содержание внушительное – 186 тыс. руб. ежемесячно. За такие деньги недопустимо работать плохо и выполнять самим же разработанный бюджет. Как было доложено, у нас самое большое число бюджетных нарушений допущено администрацией района. А на мой вопрос «улучшилась ли жизнь жителей района в 2009-м по сравнению с 2008-м годом» докладчик ответила:

- Да, жизнь стала лучше.

Что подразумевала Зоя Михайловна своим ответом? В 2009г. затраты на сельское хозяйство составили 1,08% от всех прошлогодних расходов бюджета. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что и главой С.Пластининым, и Земским собранием как представительным органом власти (председатель Юрий ЛАНГЕ), сельское хозяйство района брошено на произвол судьбы. Председатель комиссии по бюджетной и налоговой политике  Земского собрания Сергей ПОСПЕЛОВ, который вел публичные слушания, пояснил:

- Чайковский муниципальный район не отвечает за сельское хозяйство района. В чем тогда заключается задача ЧМР? Мы только перераспределяем по сельским поселениям дотации, получаемые из Пермского края на село.

Лично для меня эта информация была полной неожиданностью. Я  предложил опубликовать ее в муниципальной газете «Огни Камы», так как, убежден, население считает: первейшая задача ЧМР – заниматься именно сельским хозяйством. А если это не так, то кто же отвечает за село в Чайковском регионе?

Должен заметить, в последнее время Чайковский район все больше превращается в нечто, оторванное от конкретного пространства. Раньше у нас был город Чайковский с прилегающей территорией, то есть одна муниципальная структурная единица с единой территорией и одним бюджетом. Сегодня мы имеем 11 муниципальных структурных единиц. Это 1 городское поселение, 9 сельских поселений и муниципальный район. Вопросы: 1) какой территорией владеет муниципальный район? 2) каков общий бюджет Чайковского региона?

Ответы прозвучали поразительные.

Захваткина Зоя Михайловна:

- У района нет территории, район имеет только функциональные обязанности. Единого бюджета не существует – каждое поселение отвечает за свой бюджет.

Поспелов Сергей Николаевич:

- Общего бюджета нет. Это установлено 131-м федеральным законом. Нам этот закон не нравится, но мы ничего изменить не можем.

Я предложил опубликовать эту информацию в печати. Может быть, жители дадут главе и Земскому собранию предложения, как восстановить целостность Чайковского региона. А то ситуация  получается какая-то безвыходная. Наши руководители в органах местного самоуправления вроде и сами плохо понимают, чем руководят, но их в то же время раздражают идеи на этой счет. Их не радуют планы создать в городе Чайковском городской округ, чтобы сконцентрировать в нем всю власть, которая сейчас размазана между городским поселением и муниципальным районом.

Еще 7 апреля 2010г. глава ЧМР С.Н.Пластинин обещал по местному телевидению представить расчеты. С помощью этих расчетов, заверял Сергей Николаевич, каждый житель чайковского региона сможет оценить, будет ли создание Чайковского городского округа вместо существующего Чайковского городского поселения выгоднее и удобнее для населения. И где, спросили мы на майских публичных слушаниях, эти расчеты? Депутат С.Поспелов пообещал передать вопрос главе района С.Н. Пластинину. Председатель комиссии по бюджетной и налоговой политике  Земского собрания подчеркнул, что лично он, господин Поспелов, против городского округа и что расчетами занялось Земское собрание.

То есть глава и земцы уже вместе вычисляют, что к чему, и результата умственных усилий на бумаге не видно. Результат виден в жизни. И тоже на примере одной из проблем, поднятых при публичных слушаниях по бюджету Чайковского муниципального района.

Садоводы-пенсионеры Кардопола помнят информацию в «Огнях Камы», что район не может установить для них льготный проезд, как в прошлом году. Возможности района ограничены, т.к. более 30% его бюджета пополняется Пермским краем. И вообще, садоводы Кардопола – это жители города, а не селяне. С чего вдруг тощий дотационный бюджет района должен брать на себя расходы по льготной перевозке горожан? Тогда, казалось бы, установить сезонные тарифы на этом направлении загородных перевозок должна власть Чайковского городского поселения, имеющая донорский бюджет. Опять закавыка: устанавливать тарифы на загородные перевозки – это функция исключительно районная, но никак не городская. Сложилась ситуация, что район хочет, но не может, а город может облегчить участь горожан, но не хочет. Сошлись на минимуме, и нынче городской бюджет возмещает только 6 руб. Это составляет 22% от стоимости проезда. Раньше пенсионеры при поездках на Кардопол имели 50-процентную льготу.

К вопросу об ограниченных возможностях нашего районного бюджета. На предыдущих публичных слушаниях было обещано опубликовать в муниципальной газете сведения о том, что экс-глава Н.А.Заикин возвратил незаконно полученный миллион в бюджет города. Обещание до сих пор не исполнено. Люди ждут.

Второй момент. В решении Земского собрания №749 прописано, что в состав оргкомитета по публичным слушаниям должны включаться представители от населения. Фактически в организационном комитете говорить от имени жителей было некому, такой состав утвердили сами же депутаты.

Демократическая процедура общественного обсуждения предполагает гласность. Если судить по информации, опубликованной в прессе с подачи администрации, публичные слушания по исполнению бюджета прошли на ура и будет еще лучше. Рискну предположить, присутствующим в зале так не показалось. Только мною было задано 10 вопросов, ответы на которые прозвучали бледно. Остается впечатление, что активность населения не очень-то и нужна организаторам этого мероприятия. По-моему, Земское собрание с администрацией изначально не ставили и не ставят такой цели. Положено проводить публичные слушания - ладно, сделаем и отчитаемся, покажем какие-то цифры.

А разговор  по существу, как обычно, остался за кадром, до населения  он не доведен. Да и  мероприятие это, в самом названии которого даже фигурирует слово «публичность», таковым, можно сказать, не является.

ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ