О ТСЖ, РИСКАХ, ДЕНЬГАХ И РЕМОНТАХ Навязчивость непрошеных новых управляющих компаний заставляет обращаться к ТСЖ как одной из форм управления многоквартирными домами. Но, прежде чем люди будут создавать товарищество собственников жилья, они должны представлять, что это такое, какие здесь можно встретить подводные камни, какие плюсы и минусы несет организация ТСЖ. Об этом – эксклюзивное интервью НАТАЛЬИ ХОЛМОГОРОВОЙ, председателя комитета по инфраструктуре и жилищно-коммунальному хозяйству городской администрации. - Наталья Николаевна, буквально в последние дни вопрос о создании товариществ собственников жилья стал решаться одновременно в разных точках города - в микрорайонах «Текстильщик» и «Речник». Как вы считаете, почему люди обратились к данному способу управления только сейчас? - Эта форма управления – не новая. Но жители очень мало ее знают и потому боятся ТСЖ. Всех настораживает в основном неважное состояние нашего жилищного фонда, ведь дома эксплуатируются в среднем по городу 35 лет. Пугает бремя капремонта, вдруг оно ляжет на плечи собственников, и это будет непосильно для жителей. Хотелось бы пояснить, что УК тоже не производят капитального ремонта. Как и ТСЖ, управляющие компании тоже занимаются только текущим содержанием и текущими ремонтами, а капитальный ремонт является уже дополнительной услугой. Согласно жилищному законодательству, вопросы обо всех затратах на дополнительные работы должны решаться на общем собрании жителей. Бремя капитального ремонта, согласно закону, также лежит на собственниках жилья. Следовательно, от этого бремени не уйти никак, что в УК, что в ТСЖ. То есть, с точки зрения расходов на капремонт, для людей нет никакой разницы: и у ТСЖ, и у управляющих компаний средства на него отсутствуют. Эти расходы попросту не предусмотрены сметой на содержание жилфонда. - Сложно ответить на такой вопрос утвердительно или отрицательно. Органы местного самоуправления не могут говорить от имени государства, поэтому зачем вводить людей в заблуждение? В разъяснениях на федеральных каналах сейчас уходят от вопроса, который вы мне сейчас задаете. Поначалу вроде звучало, что государство обязано, а в последние годы категоричных заверений уже не звучит, раз жители приватизировали жилье в том состоянии, какое есть, не требуя капремонта. Наоборот, чаще раздаются утверждения, что капитальные ремонты будут финансироваться, как написано в законе. А если смотреть жилищное законодательство, то бремя капремонта лежит на собственниках жилья. - Есть специальный, утвержденный перечень работ по капитальному ремонту, и есть перечень, который относится к группе «Текущий ремонт». Капитальный – это ремонт стен с заменой штукатурки более 30%, полная замена кровли, полная замена труб водоснабжения, прослуживших 20 лет, и канализации – 40 лет. Трубы меняют до первого вентиля в квартиру, а разводку, которая идет по квартире, делают за счет собственника. При капремонте должна быть заменена система газоснабжения и электроснабжения, до ввода в квартиру. Перечень включает также полную замену лифтов, ремонт наружных стен дома, смену входных дверей и оконных блоков в подъезде. В среднем капремонт 5-этажного дома обходится примерно в 5 - 6,5 млн. рублей, в зависимости от состояния здания. - Да, программы существуют, как региональные, так и федеральные. Есть программа содействия софинансированию, в рамках федерального закона 185-ФЗ от 21 июля 2007г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». По этой программе собственники определяют набор работ на общем собрании ТСЖ и сами вносят часть средств, это 5% от стоимости капитального ремонта. Местный бюджет дает до 20%, краевой до 75%. Если проводить аналогию между УК и ТСЖ, то получается, ТСЖ и УК одинаково могут заявить себя для участия в этой программе. И ТСЖ, и УК могут получить бюджетные деньги и 5-процентную часть от собственников жилья. В случае с управляющей компанией деньги поступают на счет УК, а в случае с ТСЖ, соответственно, - на счет самого же товарищества. Как видите, самое главное, во что все упирается – подбор грамотных людей, которые бы расходовали деньги членов ТСЖ профессионально и честно. Многое в ТСЖ зависит именно от этого. Если управляющую компанию вообще сложно проконтролировать, так как это коммерческая организация, со своей коммерческой тайной и всех расходов вам в УК не покажут, то в ТСЖ любой член товарищества может посмотреть все до копейки. В ТСЖ должны быть отчетные собрания; председатель полностью отчитывается перед всеми собственниками. В уставе товарищества можно прописать, что председатель и правление выбираются на два года, что они должны предоставлять для каждого смету расходов, даже рассылать ее жителям. Все зависит от того, какой регламент вы пропишете и готовы ли вы заложить все эти дополнительные расходы по отчетам и рассылкам в тариф на содержание. Надо грамотно разработать устав ТСЖ, тщательно прописать ответственность председателя и правления. Большое значение имеет такой момент в уставе, как ответственность председателя по долгам, если он совершает какие-то сделки без согласования с собранием. Подписывая договор с ТСЖ, каждый собственник жилья должен внимательно все прочитать, а не просто ставить галочку в нужной строчке. Это ваши деньги, вы – владелец, хозяин, и посмотрите на все с точки зрения хозяина. Точно так же, как в магазине, где вы рассчитываетесь за товар из своего кошелька. Считаю, для нашего города оптимальное число домов в ТСЖ – порядка 10, минимум 5-6 стандартных пятиэтажек. Главное, чтоб дома находились рядом, в одном районе. В больших городах практикуют организацию ТСЖ группами домов, целыми микрорайонами, и нанимают правление. Чем больше объединено домов, тем больше сборы и проще расходовать собранные деньги на содержание. Это решает проблему найма хороших специалистов, качественного технического обслуживания. Нормальный бюджет ТСЖ позволяет осуществлять так называемое перекрестное субсидирование, то есть поочередно направлять деньги для решения каких-то серьезных работ то на один, то на другой дом, как решит собрание собственников. В ТСЖ подчас возникают споры между собственниками и правлением, если жильцы возражают против тарифов на содержание, которые утверждают в самом ТСЖ, видимо, без обсуждения на общем собрании, по единоличному решению председателя и правления. Напомню, в содержание входит благоустройство и поддержание порядка в местах общего пользования (лестничные клетки, придомовая территория), ремонт и обслуживание инженерного оборудования – электроснабжение, инженерные сети, иначе говоря, работа электрика и слесаря. Другой повод к конфликтам возникает, когда председатель, имеющий право самостоятельно распоряжаться деньгами со счета ТСЖ в интересах товарищества, предпринимает расходы, которые не узаконены на общем собрании. Так, в одном из новых ТСЖ нашего города сложилась спорная ситуация, при которой собственники активно критикуют завышенные расходы на содержание. Сам по себе тариф на содержание ничего особенного не представляет. Однако, сверх этого тарифа, правление собирает деньги отдельно на лампочки, на все виды работ. Возникал вопрос о возмещении ущерба за счет жителей, когда были затопления по вине ТСЖ, допустим, при несвоевременном устранении порыва трубы, и товарищество отказывалось возмещать ущерб. Была жалоба на отказ председателя предоставить технический паспорт дома по требованию собственника. Собственники жаловались также, что в ТСЖ набрано очень много персонала, остается мало денег на текущий ремонт и содержание. Это тоже к вопросу о грамотном подходе к подсчету расходов. Но в основном говорить о практике ТСЖ можно пока на общероссийских примерах. У нас в Чайковском ТСЖ – явление пока новое, всего в городе работает 72 товарищества, 8 из них бывшие ЖСК. Товарищество с биографией жилищно-строительного кооператива - это изначально правильное отношение людей к управлению своей собственностью. Все другие ТСЖ работают еще год-полтора, у них даже нет еще такой судебной практики. В заключение хотела бы сказать еще об одном важном моменте. В нашем городе скоро начнет действовать двухгодичная программа по установке приборов учета. Программа учтет как ТСЖ, так и дома другого способа управления. Цель намеченной работы – обвязать весь город приборами учета, чтобы люди платили деньги за фактическое потребление тепла. Это очень серьезно, потому что у ТСЖ возникает практически та же трудность в расчетах с ресурсоснабжающими организациями, а наличие счетчика все-таки решает проблему. Так что в интересах заинтересованных собственников - воспользоваться возможностью, которую им предоставляет город. общественно-политическая газета МЫ. Печатное СМИ распространяется на территории России. |
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи