Категория: № 2 (107) 2008 г.
Просмотров: 2720

«БЕЗ ПРАВА НА СЕРОСТЬ»

Уходящий 2008 год обнадежил чайковцев хорошими сдвигами в работе милиции общественной безопасности (МОБ). Местная милиция представлена в лице дежурной части ОВД, патрульно-постовой службы, участковых инспекторов. Она обеспечивает личную безопасность и нормальную повседневную жизнь людей, предупреждает и пресекает преступления, административные правонарушения, раскрывает так называемые бытовые преступления – побои, угрозы, и т.п., предотвращает дорожно-транспортные происшествия. С января по сентябрь, по сравнению с тем же периодом прошлого года, преступлений компетенции МОБ зарегистрировано на 19% меньше. По официальным данным, «пьяная» преступность снизилась на 30%, а преступность несовершеннолетних - на 37%. Можно ли расценивать эту статистику как устойчивый признак в системе общественной безопасности на территории Чайковского муниципального района, в состоянии ли местная милиция быть эффективнее, если того потребует обстановка? Об этом – наше интервью с начальником Чайковского зонального отдела №4 УБОП ГУВД Пермского края (1994-2007гг.), полковником милиции в отставке, членом Пермской региональной воспитательно-наставнической общественной организации «Союза полковников» СЕРГЕЕМ ПЛАСТИНИНЫМ.

- Сергей Николаевич, показатели ваших коллег из милиции общественной безопасности выглядят просто фантастическими. Какие вы находите объяснения для таких феноменальных вещей?

- Цифры есть цифры. Могу продолжить еще дальше. В этом году пошла вниз кривая показателей по убийствам и умышленным причинениям тяжкого вреда здоровью, разбоям, грабежам, кражам с проникновением. Никакого волшебства здесь нет. Сказываются результаты нового, энергичного руководства Чайковского ОВД. Изменения к лучшему происходят на территории Прикамья в целом. В 2007г. уровень преступности снижен на 13%, нынче – такое же снижение, которое коснулось большинства видов преступности. Изнасилований — на 26%, на 18% - краж, на 53% — хулиганства, и на 35% — разбоев. Так же по всему краю сократилась численность несовершеннолетних преступников. И только количество ДТП со смертельным исходом увеличилось на 17 %. 
Главной причина снижения преступности я считаю большую предупредительную работу. Ее проводят федеральные и региональные органы власти, структуры МВД. С 2006г. в Пермском крае действует 5-летняя комплексная программа профилактики правонарушений. Ее общая стоимость, включая финансирование из регионального и муниципальных бюджетов, из внебюджетных средств, превышает 1,5 млрд. рублей. Составная часть этого плана - действующая краевая программа обеспечения личной и общественной безопасности на 2005-2008гг. 
Кроме этой программы, в нашем субъекте федерации работают еще 9 проектов, направленные на предотвращение правонарушений. С октября действует опытная программа по работе с осужденными, которые должны освободиться. За полгода до выхода на свободу к каждому прикрепляется куратор. Он помогает человеку определиться с будущим местом жительства и работой. Еще год после освобождения человек будет получать от государства юридическую и социальную поддержку. Эта же программа предусматривает финансовую поддержку милиционеров. Участковые уполномоченные и патрульные получают дополнительно до 10 тыс. рублей в месяц, если уровень преступности на их участке снижается. 
Есть современные методики в профилактике подростковой преступности, в их основе – восстановительные технологии. Это работа со школьниками из группы риска и сопровождение ранее судимых. Сюда входят школьные и муниципальные службы примирения, восстановительное правосудие при совершении подростками уголовных преступлений. Отбывшим наказание помогают выйти из трудных жизненных обстоятельств, чтобы не повторить прошлых ошибок.  
Сейчас Правительство Пермского края разработало программу по профилактике правонарушений на территории Прикамья в 2009-2012 годы. Команда губернатора О.А. Чиркунова планирует потратить на безопасность жителей края 557 млн. рублей. В эту сумму заложены также затраты на активную профилактику в общественных местах. Например, видеоконтроль улиц во всех городах Прикамья. Уже установлены сотни телекамер в Перми, Березниках, Добрянке, Краснокамске и других населенных пунктах. Камеры слежения установят также во дворах и подъездах. Естественно, наш город Чайковский ждут такие же перемены. 
- В связи с кризисом начались разговоры об урезании принятых бюджетов. По поводу расходов на правоохранительные органы вроде бы все спокойно, их не трогают. Значит ли это, что мы застрахованы от роста преступности на ближайшее время, вне зависимости от социально-экономической обстановки?
- Порядок и благополучие взаимосвязаны. Доходы населения в последние годы стабилизировались, редко кто пойдет на преступление ради куска хлеба. Но и сами граждане научились заботиться о собственной безопасности. Многие уже не пустят в квартиру кого попало, под первым же предлогом мошенников. В большинстве подъездов установлены железные двери с кодовыми замками. К сожалению, обстановка изменится. Уже сейчас происходит сокращение рабочих мест. Одним только Уралоргсинтезом и группой предприятий «Чайковского текстиля» не ограничится. Долги по зарплате начали расти в октябре. На производстве рост долга по зарплате означает скрытую безработицу, которая завтра станет явной. Людей, которым сегодня задерживают зарплату, после новогодних каникул начнут выбрасывать на улицу. Немало людей, потеряв работу в мелких фирмах, утратят постоянный источник доходов. 
Считаю, падение уровня жизни для правопорядка опаснее всего. Социальное напряжение, если оно и возникнет, будет заметно не на предприятиях, а вокруг них – по криминальной статистике в среде новых безработных. Тем более, многие набрали кредитов, которые надо возвращать. Люди будут больше находиться дома, заливать свои неудачи алкоголем. Из-за нехватки денег пойдут семейные разборки, рост бытовой преступности. Вырастет сеть питейных заведений. Привычка к употреблению алкоголя по любому случаю сохранена. Вспомните, все массовые праздники на площади у здания районной администрации тонули в море пива. Медицинский вытрезвитель обычно переполнен. 
Так что злачные места, скорее всего, станут «культурным центром» кризиса. Неосвещенные улицы города превратятся в лучшее место для преступных пьяных похождений. А ведь у нас и без новых проблем до благостной картины далеко. Растет преступность в быту, незаконный оборот наркотиков. В общей структуре преступности значительную часть составляют имущественные преступления, бытовые. Складывается напряженная ситуация в сфере незаконного оборота наркотиков, с преступностью среди несовершеннолетних; как я уже сказал; процветает пьянство. Раскрываемость преступлений по «горячим следам» в Чайковском оставляет желать лучшего. Пеший патрульный милиционер на улицах стал редчайшим явлением. Наружные отряды милиции общественной безопасности вносят низкий вклад в раскрытие преступлений, совершенных в дежурные сутки. Граждане, кому приходилось сообщать милиции о преступлениях и происшествиях, жалуется на вялое реагирование. Падает раскрываемость преступлений, совершенных в общественных местах, на улице и в быту. Хуже раскрываются разбои и грабежи. Так что нет смысла обманывать себя ожиданием безмятежной жизни. 
- То есть кризис может свести на нет все эти замечательные краевые программы по борьбе с преступностью, и от нас здесь вообще ничего не зависит, все местные резервы общественной безопасности исчерпаны?
- Резервы как раз есть. Они связаны, в первую очередь, со службой участковой милиции. Участковый уполномоченный, его работа – это основы общественной безопасности, главная фигура в профилактике преступлений. Во все времена, не только при кризисах. Участковый, как отец родной, где-то должен помочь с трудоустройством, где-то примирить любителей распускать руки. Этого будет достаточно, чтобы не прийти в жилой дом в связи с расследованием кражи, или чтобы семья избежала непоправимой трагедии. Уверен, что сейчас роль участкового повысится, так же как и нагрузка на него. Нет секрета в том, что многие граждане не знают своего участкового в лицо. Поквартирные обходы с профилактической целью давно перестали быть традицией. Милиционер появляется по месту жительства, как правило, только по факту, когда преступление уже совершено. В подъездах жилых домов отсутствует информация об участковом. Жители микрорайона не знают, где участковый уполномоченный милиции ведет прием, куда и по какому телефону можно ему позвонить. Нормальных людей уже затерроризировали сборища опустившихся личностей у подъездов, от которых днем и ночью стоят крики, мат, которые представляют собой реальную угрозу для безопасности. С ними боятся связываться, но это не значит, что милиция может стоять в стороне под предлогом более важных дел. До всех граждан в микрорайонах должны быть доведены данные об участковом: его фамилия, имя и отчество, номер телефона, адрес участка, место и время приема людей. Иначе народ будут с удивлением узнавать об успехах в защите самих себя только из газет. 
- Сергей Николаевич, идеальные участковые бывают, наверное, только в кино. Как Анискин, например, в «Деревенском детективе». Вы отслужили в милиции 28 лет. Скажите откровенно, встречали хотя бы одного такого, достойного подражания?
- В 80-е – начале 90-х был на Уральской такой участковый - Валерий Генрихович Порошин, сейчас он председатель ТСЖ. Обслуживал участок за улицей Шлюзовой, в районе винзавода, побережья Камы и на улице Гагарина. Вот уж действительно чайковский Анискин! Он работал долго, более 10 лет. Его все знали, к нему могли обратиться в любое время дня и ночи. Он тоже знал всех. Знал каждого жителя, кто приличный человек, добросовестно работает, хорошо воспитывает детей. Как ведут себя подростки дома, на улице и в школе. Про подозрительные личности не говорю, они всегда были в поле его зрения. Участковый знал, кто пьет, когда и что пьет, на чьи деньги. Знал, на какой машине приезжали в тот или иной двор, исправна она была или не исправна. Знал, кто торгует недобросовестно, подсовывает людям испорченную рыбу. Вникал во все мелочи, вплоть до бытовых ссор на рынке, в ходе которых возникали стойкие неприязненные отношения. Только возникла драка – ему уже позвонили: Валерий Генрихович, срочно сюда! Участковый тут как тут, драчуны сникли, разгул так и не дошел до самого интересного. Ему до всего было дело. Он просто доставал совет микрорайона, если видел, что нет лампочек в подъездах или где-то вода бежит из гидранта, открыт люк. Вплоть до того, что дорога заасфальтирована плохо, пенсионерки падают, получают травмы, или дети поскользнулись. Валерий Генрихович же вызывал оперативные технические службы города, чтобы устранить неисправность. Он дотошно вел дневниковые записи. Преступность на его участке всегда была ниже, чем у других. По тяжким преступлениям тоже всегда было снижение, а раскрываемость выше. Меньше было бытовых преступлений, уличная преступность меньше была. При работе по преступлениям участковый помогал найти дополнительных свидетелей, а также других членов преступных групп, о которых оперативники и следователи не знали. Каюсь, я приложил руку к тому, что служба участковых уполномоченных лишилась такого уникального специалиста. Став начальником межзонального по борьбе с организованной преступностью, я пригласил Валерия Генриховича на работу в шестой отдел, следователем по особо важным делам. Его архивы, созданные в период работы участковым уполномоченным милиции, помогали нам распутывать сложные преступления даже через многие годы. При всем своем уважении к труду участковых я сейчас не знаю подобных специалистов. В общем, чайковцам нужны новые Порошины, яркие личности в милиции общественной безопасности.  
- Дело только в пробелах с информированием граждан о координатах участкового? Если так, это вопрос решаемый. Да хоть завтра!
- Все сложнее. Возьмем того же Валерия Генриховича Порошина. Он был доступен для жителей микрорайона, потому что жил с ними одной жизнью. Участковый проживал там же, на территории своего участка, в служебной квартире. В те годы участковым инспекторам милиции выделяли служебное жилье по месту работы. Этого правила никто не отменял. Но посмотрите, что происходит сегодня. За весь 2008г. руководство муниципального района выделило на местную милицию 1 квартиру. Службе участковых уполномоченных повезло благодаря окончанию работ по реконструкции подъезда на 12 квартир в жилом доме на Приморском бульваре, 31. Когда-то давно, до пенсионной реформы и переезда в новое здание Пенсионного фонда на улице Ленина, этот подъезд занимал отдел социального обеспечения. И вот милиция общественной безопасности дождалась одной квартиры. 
В тоже время 18 из 37 участковых, работающих на территории муниципального района, не имеют никакого жилья. Из 11 сельских территорий на своем участке обслуживания проживают только 6 участковых уполномоченных (Альняш, Б.Буков, Фоки, Марковский, Ольховка, Кемуль). Участковые из Уральского и Сосново проживают в Фоках, участковые из Ваньков и Фок – в городе. На территории Ваньковского сельского поселения вообще нет пункта милиции как такового. 
От сотрудников милиции требуется большой энтузиазм, но на нем далеко не уедешь. Вместо 12 автомобилей, как положено по нормам, имеется только 6, все выделены из краевого и федерального бюджета. 12 участковых уполномоченных не имеют служебных кабинетов, у 21 нет служебных телефонов. Однако в последние 2 года кадры в участковой службе держатся на редкость стабильно. Текучесть является самой низкой из всех служб и подразделений, это обусловлено хорошими доплатами из бюджета Пермского края. Но результаты местной милиции могут быть гораздо выразительнее. Нужно решать вопросы со служебным жильем и материально-техническими условиями для работы. 
- Сергей Николаевич, что, на ваш взгляд, мешает работе второго основного звена местной милиции – патрульно-постовой службы, которая должна поддерживать общественный порядок на улицах города?
- Со строевыми подразделениями, по-моему, еще сложнее. Рота патрульно-постовой службы как проходной двор. До так называемых норм положенности не хватает еще больше людей, чем ППС имеет в настоящее время. Текучесть огромная. Люди увольняются, при первом же случае переходят в другие службы. Причиной является низкая зарплата и жилищный вопрос. Начинающий милиционер получает всего 8 тысяч, при средней зарплате по городу 14 тыс. руб. Нет жилья, в первую очередь общежития. И все-таки подчеркну, общественная безопасность начинается именно с участка. Конечно, если участковый работает добросовестно, с интересом, знает всех своих жителей и их проблемы, находит с ними общий язык. Такой сотрудник милиции знает, кто и на каком основании живет в подъезде, как ведут себя соседи, кто ведет антиобщественный образ жизни, что мешает нормальной жизни людей. Он может выявлять преступников, скрывающихся от правосудия. Склонных к совершению правонарушений, планирующих очередную ссору с законом – защитить от них же самих, напомнив: наказание неотвратимо.  
- Видите ли, забота о служебной квартире для участкового непосредственно на территории его участка – это из области задач администрации муниципального района. Мне, например, трудно представить, как могла бы решаться эта проблема в Чайковском. Жилье у нас такое дорогое, никакого бюджета на него не хватит. Потом, обрекать семью на вечное проживание в служебной квартире – тоже удовольствие маленькое. Участковый, его жена и дети – крепостные на все времена…
- Так это не новые вопросы. Такая практика уже была в 80-е годы. Служебный статус жилья можно ограничить: 5 лет, 10. Если человек оставил участок, уволился из ОВД или перешел на службу в другие подразделения, служебную квартиру надо освободить. Отработал хорошо положенный срок на участке – можешь заключать договор социального найма, приватизировать квартиру. А что жилье в Чайковском дорогое, согласен. Но этот момент во многом зависит от тех же лиц в органах муниципальной власти, которые отвечают за общественную безопасность. Когда придет конец волшебным победам в конкурсах на земельные участки под новое строительство, когда закончится монополия на рынке строительства жилья? Сразу же, как только в Чайковский муниципальный район зайдут подрядчики из Татарстана и других соседних регионов. Это создаст условия для удешевления жилья, для роста объемов строительства. Кстати, недавно в Набережных Челнах сдали 100-квартирный дом для сотрудников правоохранительных органов. Вы скажете: так это в Челнах, там и население больше нашего раз в 9. Ну, так и квартир, дали не одну, причем за несколько лет, а сразу 11 в пересчете на численность нашего населения. Вот это я понимаю, власти действительно озабочены порядком. Они ведут конкретную работу, дополняют федеральные и региональные программы. Предусматривают часть средств в бюджете на строительство хотя бы служебного жилья для социально значимых категорий бюджетников. То есть не присасываться к успехам правоохранительной работы и не подавать результаты как собственные достижения. 
- Кстати, Сергей Николаевич, с августа 2008г. по требованию Министерства общественной безопасности Пермского края на территории Чайковского муниципального района введена ставка заместителя главы по общественной безопасности. Вы считаете этот шаг оправданным, если работа на уровне края, в самой системе Главного управления внутренних дел Пермского края и так стала гораздо активнее? 
- Здесь уместен принцип «Кашу маслом не испортишь». Безопасная жизнь для людей сама не придет. Над этим надо много работать, особенно с учетом кризисного времени. Правительство края задает на этом направлении основной тон. А более тонкие настройки, конструктивный подход к деталям зависит от руководства муниципального района. Судить об эффективности зама по общественной безопасности, наверное, еще очень рано. Эта должность появилась где-то ближе к осени, и человек, который ее получил, баллотировался на октябрьских выборах главы городского поселения. Вряд ли, занимаясь своей избирательной кампанией, он успел сделать на работе что-то серьезное. А главное, мне кажется, руководству района следовало начинать не с перетасовки обязанностей в своей команде. Создавать и регулировать систему общественной безопасности должны профессионалы, но не выходцы из продавцов, ткачей или артистов. Сейчас, когда эта работа получила самостоятельное направление в деятельности администрации, у чайковцев есть полное право ждать убедительных изменений в своей жизни.