Категория: № 2 (107) 2008 г.
Просмотров: 2599

ЧЕРЕПАШЬИ БЕГА: С УСКОРЕНИЕМ ПЕРЕД ВЫБОРАМИ

10 декабря депутаты Земского собрания назначили дату очередных выборов главы Чайковского муниципального района. Тогда же они подвели черту под предложениями, которые прозвучали в ноябре на публичных слушаниях по бюджету на 2009-2011гг. Мое предложение тоже удостоилось оценки. На недавних публичных слушаниях я в очередной раз доказывал: район должен перейти от слов к делам, подключить ресурсы бюджета, помочь людям приватизировать земельные участки в автокооперативах и садах-огородах. И вот председатель бюджетной комиссии, наконец, сказал: «Такая проблема есть, ею надо заниматься». На признание проблемы в органахместного самоуправления ушло года три. Для ее практического решения остается год, до 1 января 2010г.
Сначала небольшое историческое отступление – на понимание вопроса. При социализме все земельные участки давались в бесплатное и бессрочное пользование. Новая власть в России приняла специальный закон и установила плату за землю. В 1996г. за 1 кв. метр земли

под гаражами платили 3 копейки, а под садовыми участками в городе – и того меньше. В 1998г. был принят закон, которым введена регистрация недвижимости, причем регистрация строений и земли – отдельно. Даже если строение находится на этой земле, то должно быть 2 регистрационных документа, потому что методика расчета платы за землю и за строения разная. Если за строения БТИ рассчитывала по своим коэффициентам, в зависимости от материалов и нормативов, то по земельным участкам было введено понятие кадастровой стоимости. Платежи стали расти галопирующими темпами. В 2007г. кадастровая стоимость квадратного метра земли под гаражами, в зависимости от категории земель, превысила 4 тыс. руб. У нас, в автокооперативе «Маяк», кадастровую стоимость определили в размере 2,3 тыс. рублей. Правительство установило платежи в размере 1% от кадастровой стоимости. Ставка за квадратный метр поднялась с 3 копеек почти до 2 рублей. Если раньше, при ставке 3 коп., «Маяк» платил налог порядка 50-60 тыс. руб., то теперь платежи дошли до 300 тысяч. Таким образом, сумма платежей для каждого члена автокооператива выросла в 5 раз, например, с 25 до 100 рублей. Хотя здесь, на местном уровне, можно было установить ставку в размере 0%, и тогда сумма налога с кооператива по-прежнему составляла бы 50-60 тысяч. В общем, шум после этих нововведений поднялся большой. Как у нас, так и по всему городу, потому что многим эту оплату не осилить.
А платежи продолжают расти. Это связано с новыми законами. Земельный кодекс потребовал, чтобы земли, которые находились в бесплатном бессрочном пользовании, были переоформлены либо в собственность, либо в аренду. Если переоформить в аренду, то земельный налог, устанавливаемый государством, заменяется арендными платежами. Субъекты федерации сами устанавливают арендую плату на своей территории. Сейчас арендные платежи в Пермском крае превышают государственный налог в 2 раза, с перспективой до 4-кратного роста. Это делается, чтобы стимулировать выкуп земли. Что получается. Когда-то под участки для садов-огородов, для дач, под кооперативные гаражи давали неудобицы. Люди превратили их за 20-30 лет, а может, и больше, в цветущие сады, в отличные места для отдыха. И сейчас их же обкладывают чрезмерными арендными платежами. Выходит, выгоднее платить только государственный налог, поэтому людям желательно перевести землю в собственность.
Казалось бы, с переводом земли в частную собственность нет никаких трудностей. С 2006 года действует закон о так называемой дачной амнистии. В законе идет речь об упрощенном порядке оформления прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества. Так пользуйтесь же! Но тут возникает момент, не урегулированный в свое время законом. В законе написано о правах граждан на отдельные объекты. Но у нас-то граждане не имеют этих самых отдельных объектов! Потому что землю выделяли не гражданам, а кооперативам, организациям.
Подобное столкновение интересов происходит при оплате за электроэнергию в каждом кооперативе. У нас в «Маяке» до 500 человек, кому по закону положена льготная скидка. Это ветераны войны и труда, инвалиды, чернобыльцы, персональные пенсионеры. Но они имеют право на льготу как граждане, как собственники. А я, как председатель, беру с них оплату полным рублем. Потому что договор с Энергосбытом имеет «Маяк», лицо юридическое. С «Маяка», как с юридического лица, требуют полного денежного расчета за потраченную электроэнергию. Откуда мне, как председателю кооператива, взять деньги на льготу? Нужно, чтобы за льготника кто-то платил. Если он в кооперативе, заплатить за него некому.  
То же с землей. Лично у меня, Щербакова, нет и не может быть на руках документа, подтверждающего, что мне был дан в безвозмездное пользование земельный участок под гараж. Землю для садоводческих или гаражных кооперативов давали только коллективам – ГЭС, ВГЭССтрою, КШТ и т.д. То есть юридическим лицам. На них «дачная амнистия» не распространяется, она адресована только гражданам. Граждане из «Маяка» и других кооперативов оказались в стороне. Правом, который предусматривает бесплатный переход собственности в частные руки, могут воспользоваться владельцы отдельно стоящих усадеб, либо певицы, которые построили себе дачи вдоль Москвы-реки, и кто-нибудь еще.
Закон оказался не для нас, десятков тысяч жителей Чайковского. Чтобы мы могли стать полноценными владельцами земли под своими же гаражами и садами-огородами, надо сначала «легализоваться» на этих земельных участках. Как это должен сделать каждый конкретный человек? Что надо сделать по всему городу – распустить кооперативы, чтобы каждый член кооператива начал приватизацию земли в упрощенном порядке? Люди хотят воспользоваться своим законным правом, чтобы у них были документы на право собственности, мечутся, не знают, кто отвечает за решение массовой проблемы кооперативов.  
По закону, порядок приватизации земельных участков определяет тот владелец, в чьей собственности находится земля. В нашем случае это Чайковский муниципальный район. Считаю, он и должен найти решение возникшей проблемы, создать механизм приватизации земли в садово-огородных и гаражных кооперативах, раз уж власть меняет правила игры с одних на другие. Говорю об этой коллизии главе Чайковского муниципального района Н.А. Заикину уже 3 года. На протяжении полутора-двух лет систематически пытаюсь привлечь к этой теме депутатов Земского собрания, того же руководителя бюджетной комиссии С.Н. Поспелова. То механизма нет, то бумажных форм, то полномочий. Сейчас уже вроде бы все появилось, Новый Земельный кодекс, дачная амнистия, разъяснения Минфина РФ – дают возможность решить эти все вопросы в интересах людей, причем даже бесплатно. И время поджимает, до объявленного окончания приватизации земельных участков по упрощенному порядку, если не ошибаюсь, остается лишь один год из четырех, отведенных государством, а у нас еще конь не валялся. Надо разработать единый порядок, понятный, разумный и удобный, чтобы люди могли им пользоваться. Конечно, для этого надо заниматься земельными вопросами, подходить к ним с головой, со знанием дела.
Поскольку заметного рвения на этот счет не наблюдается, я выступил на публичных слушаниях по бюджету со своими суждениями.
 Вот суть этих предложений. Первое: принять решение о приватизации земельных участков. Пока такого решения нет. Второе. Чтобы принять решение о порядке приватизации земельных участков в садово-огородных и гаражных кооперативах, надо определиться с расходами. По закону в обязательном порядке следует провести межевание. Межевание – мероприятие дорогое. Закон о дачной амнистии разрешает эти расходы производить за счет местных бюджетов. Поэтому я предложил, чтобы бюджет муниципального района взял эти расходы на себя. И указал, на мой взгляд, бюджетные источники покрытия затрат:
1.Штрафы за нарушения экологии.
2. Сверхплановые платежи коммерческих предприятий за аренду земель.
3. Часть оплаты за природные ресурсы..
Конечно, сегодня никто не знает, сколько нужно денег, чтобы оформить таким образом все сады-огороды и гаражи. Но я и не настаиваю, что это нужно сделать в ближайшие же дни. Давайте хоть что-то начнем делать, но в бюджет внесем, обозначим как одну из задач бюджета.
Что мы имеем сегодня, в последние дни 2008-го? Бюджет района на следующие три года уже принят. О приватизации земельных участков в кооперативах – тишина. Признали наличие проблемы, и опять стоим. Оказывается, арендный платеж, от которого мы пытаемся уйти с помощью перевода земель в частную собственность, распределяется по обоим местным бюджетам. Половина – району, половина – городу. Если принять предложение Щербакова, люди будут платить более-менее доступный налог вместо высоких арендных платежей. Налог району не положен, он идет только городу. Значит, мы теряем доходы. Этот вопрос нужно отрегулировать.
Поэтому, сообщил мне г-н Поспелов, он встретился с представителями городского поселения, договорились поработать над этим вопросом вместе. Сначала должна работать какая-то комиссия, потом – оба представительных органа.
Это меня в принципе устраивает. Раньше вообще ничего не было, сейчас хоть есть первая договоренность. Я попросил установить сроки и привлечь общественность, имея в виду и себя тоже, так как это дело мне поручено вести до конца от Чайковского отделения КПРФ. Хотелось бы получить первую информацию по-существу от районной администрации и депутатов уже в декабре, но глава района Н.А. Заикин посчитал, что в декабре не получится, надо перенести на январь. На январь так на январь. Лишь бы это была реальная работа, без предвыборного притворства. С учетом упущенного времени и жестких сроков, определенных законом. Хотелось бы верить, государство все-таки пойдет людям навстречу и даст дополнительное время. Но даже если пойдет и даст, откладывать дальше некуда. Разработка самого порядка приватизации, денежная сторона вопроса, разъяснительная работа с населением превратятся в большой и серьезный процесс. Который должен начаться правдивой информацией властей о том, как они видят эту проблему и пути ее решения.
 

 

 

ЕВГЕНИЙ ЩЕРБАКОВ