Категория: № 5(112) 2009 г.
Просмотров: 3111

КУЛЬТУРА И ПУСТОТА

Мы живем в городе, название которого – Чайковский – задает ему определенный культурный статус. Любой статус требует достойного наполнения. К сожалению, состояние культуры в Чайковском напоминает мне булочку, слепленную для бутафории. Снаружи она, слава богу, как-то схватилась и даже радует глаз золотистой корочкой, а внутри – комок сырого теста. Продукт, не пригодный к употреблению.

Что такое «точка роста», я знаю точно. Это районное управление культуры. Скромный отдел (3 человека + бухгалтер) перерос в Управление и буквально на глазах стал бюрократической махиной по меркам нашей небольшой территории. Нет, в самом управлении по-прежнему работают трое. Зато возникла дочерняя структура – Центр развития культуры, где счет персонала идет уже на десятки. При Центре, учрежденном Управлением, действует единственная творческая единица - камерный оркестр. Вклад камерного оркестра под управлением Геннадия Георгиевича Чуркина в культурную жизнь чайковцев говорит сам за себя, и к нему у меня нет никаких вопросов. Желание порассуждать, ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, вызвано другими вещами. Это состояние культуры и особенности руководства ею.
Так случилось, что вслед за бюрократическим разделением территории на город и муниципальный район у нас возникло две культуры. Одна культура (театр драмы и комедии, художественная галерея, краеведческий музей, киноцентр «Кама», парк культуры и отдыха) подведомственна администрации города. Другая, деятельность которой является предметом моих размышлений, отнесена к району. Предмет ее попечений - две школы искусств в городе и одна в селе Фоки, библиотечная сеть и сельские ДК.

В районном Управлении и в его Центре развития культуры работают неплохие, приятные люди. Есть в их занятиях немало положительного. Они проводят конкурсы поделок на селе, семейные вечера, чаепития, и т.д., и т.п. Но порой мне их жалко. Потому что, есть такое ощущение, работу себе они придумывают. Это видно хотя бы на примере относительно недавнего конкурса «Дети – детям», поддержанного Центром развития культуры.
Сама по себе затея с конкурсом «Дети – детям» хорошая: пусть новое поколение покажет свои успехи в освоении искусств. В весенние каникулы в город Чайковский съехались учащиеся музыкальных школ нашего региона, включая юг Пермского края и соседние города Удмуртии. Пригласить-то пригласили, но осуществить задумку, так сказать, на высоком уровне не смогли. С точки зрения педагогов, взамен праздника детям было предложено довольно-таки посредственное мероприятие, разработанное по принципу «методика клубного дела». Предметом критики послужили организация конкурса, его условия, награждение участников. Кроме того, через неделю открывался традиционный методический конкурс в музыкальном училище, почти с теми же участниками. И получилось, люди не были информированы как следует. Одни поехали туда, другие сюда; распылились силы и средства. Но ведь это разговор с точки зрения специалистов образования. В отличие от которых, по-моему, чиновники-организаторы полагали, что все у них хорошо и умно. Иначе они привлекли бы тех же высококвалифицированных специалистов. Для консультаций, для работы в жюри, для разбора проведенного конкурса.
Накладка мероприятий одно на другое и девальвация их смысла, распыление средств, забота о статусе второстепенных инициатив, - все это и подталкивает к выводу, что руководители из Управления культуры придумывают себе дела, лишь бы оправдать свое существование. Они честно пытаются расставлять приоритеты, намечать себе работу и делать ее хорошо, но не всегда умеют. Сказывается устоявшаяся атмосфера районного отдела культуры, которая, честно говоря, разнится от городской. Многое объясняет и состав специалистов. Только 3-4 человек из 40 в районном Управлении культуры имеют базовое образование, непосредственно связанное с культурой.

Спрашивается, для чего вообще нужна эта многочисленная бюрократическая структура району, если почти все объекты культуры оказались у города? В ответ на этот вопрос чиновники радостно подхватываются: под нашим управлением целых три школы искусств! Как человек, хорошо знакомый с работой образовательных учреждений культуры, я считаю, что в принципе команда этих управленцев школам искусств не нужна. Любое управление в образовательной отрасли предполагает, прежде всего, методику и координирование, помощь в решении практических вопросов. По примеру краевого Министерства культуры, скажем. Там есть методический центр, он ведет какие-то разработки, полезные для развития образования. Ведет мониторинг, улучшает структуру образовательных учреждений, заботится об укреплении материально-технической базы. Вот чем надо заниматься на местах! Профессиональный уровень педагогов, качество преподавания уже будто бы дело десятое. Подай цифры, охват, порази воображение звонким словцом, придумай, чего нет у других… Преподаватели музыкальных школ буквально «отлавливают» учеников как только могут, но чтобы в отчетах был полный ажур. Мало-мальское мероприятие расписываем, будто выдающееся событие, где только можно. Придумываем искусственные фишки. Притягиваем за уши к образовательным учреждениям модный социальный аспект. Фразу «мы должны о себе заявить» произносим как программное заявление. В стремлении переплюнуть всех носимся с идеей написать мега-проект и построить концертный зал классической музыки, чтобы проводить международные конкурсы. Интересно, кем город стал бы наполнять это великолепие – усталыми ткачихами? благодарными рабочими кирпичного завода, не получающими зарплату?

Отсюда - новации, за которыми ничего не стоит, выговоры за невыполнение планов набора и т.д., и т.п. Отсев учащихся – плохо работаешь. Не нашел себе нагрузку – плохо опять! На педагога смотрят, как на врага народа. Все, как в советское время, сводится к стрелочнику. Все это только отвлекает от главного.
Главное заключается в сегодняшнем состоянии образовательных учреждений и культуры как таковой (прошу не путать с шоу-бизнесом, которым могла бы успешно заниматься любая коммерческая структура). Педагоги с консерваторским образованием остались все те же, что были 25-30 лет назад, никто им в затылок не дышит. Мужчин в этой профессии уже почти нет. Есть женщины, результаты которых выше всяких похвал, но они дорабатывают свое – и всё! Выпускники Елены Петровны Хлыстовой из ДШИ №1 работают в парижских и берлинских оркестрах. Они лауреаты конкурсов, они известные во всем мире люди. Но Елена Петровна одна, и если она оставит работу – преподавать будет некому. Инструментам в школе лет по 40, они все латанные-перелатанные, на них нельзя играть. Педагог сама же их чинит, она – уникум. Таким образом, школа имеет запас прочности, самое многое, лет на 10-15. Потому что никто сюда не идет: ни жилья, ни денег, ни зарплаты.

Получение высшего профессионального музыкального образования сопряжено с огромными затратами времени, сил и средств. Человек должен пройти через обязательную цепочку «музыкальная школа, училище, консерватория» общей протяженностью 16 лет. Программа подготовки профессионального музыканта включает в себя самый высокий процент индивидуальных занятий по типу «педагог-ученик». То же самое касается выпускников музыкальных училищ, они также проходят через сложную и высоко затратную технологию профессиональной подготовки. В ней задействовано много специалистов. В конечном итоге, на выходе оценка труда квалифицированных педагогов выражена мизерными цифрами. Это малопривлекательная работа, с социальным статусом, оставляющим желать много лучшего.  
После музыкального училища человек должен довольствоваться зарплатой, равной прожиточному минимуму. Чтобы получить так называемую накрутку, надо работать до изнурения.
Уверен, профессия педагога-музыканта в Чайковском умирает, и ей в этом очень сильно помогают. Дело не только в изменившемся отношении людей к этой отрасли, к этой области жизни вообще. Дело в профессионализме тех, от кого будет зависеть завтрашний день культуры.

Обычно, если хотят профессионального исполнения обязанностей, проводят аттестацию. Примером к подражанию для меня является недавняя профессиональная аттестация в музыкальном училище. Которое, к слову сказать, переподчинено краевому Министерству культуры. В аттестационной комиссии музыкального училища были специалисты из Казанской и Свердловской консерваторий, из Минкульта Пермского края, из института культуры. Они дали точные и справедливые оценки высокому профессиональному уровню преподавания.

Полагаю, такие же критерии должны быть установлены и для управленцев в культуре. Здесь нужен прежде всего специалист. Только настоящий специалист, а не убийца, который придет и скажет: я получил задание сократить расходы по культуре со 100 миллионов до 100 рублей, и сделаю это любой ценой. Тогда мы в Чайковском получим настоящее, живое руководство, методический центр с рекомендательной концепцией в основе.
Мне возразят: зато в Управлении культуры умеют писать проекты, участвуют в грантах. Ну да, пишут и участвуют. Может, я многого не знаю, но пользы от этих грантов не вижу. Духовность продолжает сползать по нисходящей. Пошумели, поговорили, показали кому надо, - и все на этом кончилось. Что стало лучше? Стало меньше людей, которые колют себе в вену наркотик? Стало чище на улицах? Стало меньше пьяных? Меньше публичного мата? Меньше безобразий в подъездах, грабежей и прочее? Конечно, эти болезни лечатся не в одну секунду. Нужно время. Но все это останется, если мы продолжим жить с синдромом советской отчетности, советской плакатной идеологической помпы. Я так понимаю, гранты нужны, чтобы прекратить бесплатную работу по проведению выставок. Привлечь в город и заинтересовать ценных специалистов перспективного возраста. Обустроить нормальную современную концертную площадку. Привести в порядок Дворец молодежи, пусть он служит нуждам культуры, не знаю уж, какой у него будет статус. Приобрести, наконец, хотя бы 2 новых концертных рояля самых престижных брендов.

Наличие таких роялей не блажь и каприз, а прямая необходимость. В городе, носящем имя великого композитора, просто по определению должны быть такие инструменты. Даже если бы на них никто и не играл, это вообще вопрос городского и краевого престижа. Сегодня же музыкантам мирового уровня невозможно давать в Чайковском полноценные концерты, и как раз из-за отсутствия инструментов подобного класса. Хорошие рояли нужны и нашим музыкантам, чтобы они исполняли свой репертуар. Кстати, в наше время многие учебные заведения России имеют такие инструменты. А в Чайковском нас все рояли – это давно отработанный хлам, которые поддерживаются мастерством и нормальным отношением исполнителей к своей работе.

Сейчас задыхается в тесноте старейшая в городе детская школа искусств №1. Школа была мала для тех затей, которые в принципе предполагались, даже на тот период, когда она получила новое здание по улице Ленина. Администрация учебного заведения билась за дополнительные помещения для художников и хореографов, и в 90-е годы ДШИ-1 получила-таки половину здания детского сада № 26. Вторую часть отдали школе № 10 под гимназию. Но у 10-й школы кончились деньги (и ученики) для гимназии, и ее половина превратилась в помойку, там даже территория не убирается. Педагоги школы искусств уже мечтали получить полностью это здание, идеально подходящее для художественного и хореографического отделений. Но тут президент потребовал возврата бывших детских садов. Бывший глава района по-военному отреагировал и поставил 3 детских сада в план возврата. Конечно, это была не налоговая инспекция и не предприятие Газпрома. Это были здания, которые можно отобрать без зазрения совести. Что и произошло с детским садом № 26. Куда переведут ДШИ-1, никто не знает. Говорят, в зеленый лицей. Но хореография туда точно не впишется. Учитывая, что до начала учебного года остается всего ничего, ситуация с переселением просто тупиковая. А ведь вопрос должен решаться при решающей роли Управления культуры, так как он – на грани ведомственных стыков.
И если бы Управление занималось этой задачей, так же как другими проблемами культуры, помогало находить решения и средства, цены бы ему не было. Но оно увлечено, на мой взгляд, второстепенными грантами-однодневками, конкурсами ради галочки, отчетами. От которых реальной культуре ничего, кроме пустого звука. Пух! – и все.  

ИВАН АЛЕКСАНДРОВ