КУЛЬТУРА И ПУСТОТА Мы живем в городе, название которого – Чайковский – задает ему определенный культурный статус. Любой статус требует достойного наполнения. К сожалению, состояние культуры в Чайковском напоминает мне булочку, слепленную для бутафории. Снаружи она, слава богу, как-то схватилась и даже радует глаз золотистой корочкой, а внутри – комок сырого теста. Продукт, не пригодный к употреблению. Что такое «точка роста», я знаю точно. Это районное управление культуры. Скромный отдел (3 человека + бухгалтер) перерос в Управление и буквально на глазах стал бюрократической махиной по меркам нашей небольшой территории. Нет, в самом управлении по-прежнему работают трое. Зато возникла дочерняя структура – Центр развития культуры, где счет персонала идет уже на десятки. При Центре, учрежденном Управлением, действует единственная творческая единица - камерный оркестр. Вклад камерного оркестра под управлением Геннадия Георгиевича Чуркина в культурную жизнь чайковцев говорит сам за себя, и к нему у меня нет никаких вопросов. Желание порассуждать, ни в коей мере не претендуя на истину в последней инстанции, вызвано другими вещами. Это состояние культуры и особенности руководства ею. В районном Управлении и в его Центре развития культуры работают неплохие, приятные люди. Есть в их занятиях немало положительного. Они проводят конкурсы поделок на селе, семейные вечера, чаепития, и т.д., и т.п. Но порой мне их жалко. Потому что, есть такое ощущение, работу себе они придумывают. Это видно хотя бы на примере относительно недавнего конкурса «Дети – детям», поддержанного Центром развития культуры. Спрашивается, для чего вообще нужна эта многочисленная бюрократическая структура району, если почти все объекты культуры оказались у города? В ответ на этот вопрос чиновники радостно подхватываются: под нашим управлением целых три школы искусств! Как человек, хорошо знакомый с работой образовательных учреждений культуры, я считаю, что в принципе команда этих управленцев школам искусств не нужна. Любое управление в образовательной отрасли предполагает, прежде всего, методику и координирование, помощь в решении практических вопросов. По примеру краевого Министерства культуры, скажем. Там есть методический центр, он ведет какие-то разработки, полезные для развития образования. Ведет мониторинг, улучшает структуру образовательных учреждений, заботится об укреплении материально-технической базы. Вот чем надо заниматься на местах! Профессиональный уровень педагогов, качество преподавания уже будто бы дело десятое. Подай цифры, охват, порази воображение звонким словцом, придумай, чего нет у других… Преподаватели музыкальных школ буквально «отлавливают» учеников как только могут, но чтобы в отчетах был полный ажур. Мало-мальское мероприятие расписываем, будто выдающееся событие, где только можно. Придумываем искусственные фишки. Притягиваем за уши к образовательным учреждениям модный социальный аспект. Фразу «мы должны о себе заявить» произносим как программное заявление. В стремлении переплюнуть всех носимся с идеей написать мега-проект и построить концертный зал классической музыки, чтобы проводить международные конкурсы. Интересно, кем город стал бы наполнять это великолепие – усталыми ткачихами? благодарными рабочими кирпичного завода, не получающими зарплату? Отсюда - новации, за которыми ничего не стоит, выговоры за невыполнение планов набора и т.д., и т.п. Отсев учащихся – плохо работаешь. Не нашел себе нагрузку – плохо опять! На педагога смотрят, как на врага народа. Все, как в советское время, сводится к стрелочнику. Все это только отвлекает от главного. Получение высшего профессионального музыкального образования сопряжено с огромными затратами времени, сил и средств. Человек должен пройти через обязательную цепочку «музыкальная школа, училище, консерватория» общей протяженностью 16 лет. Программа подготовки профессионального музыканта включает в себя самый высокий процент индивидуальных занятий по типу «педагог-ученик». То же самое касается выпускников музыкальных училищ, они также проходят через сложную и высоко затратную технологию профессиональной подготовки. В ней задействовано много специалистов. В конечном итоге, на выходе оценка труда квалифицированных педагогов выражена мизерными цифрами. Это малопривлекательная работа, с социальным статусом, оставляющим желать много лучшего. Обычно, если хотят профессионального исполнения обязанностей, проводят аттестацию. Примером к подражанию для меня является недавняя профессиональная аттестация в музыкальном училище. Которое, к слову сказать, переподчинено краевому Министерству культуры. В аттестационной комиссии музыкального училища были специалисты из Казанской и Свердловской консерваторий, из Минкульта Пермского края, из института культуры. Они дали точные и справедливые оценки высокому профессиональному уровню преподавания. Полагаю, такие же критерии должны быть установлены и для управленцев в культуре. Здесь нужен прежде всего специалист. Только настоящий специалист, а не убийца, который придет и скажет: я получил задание сократить расходы по культуре со 100 миллионов до 100 рублей, и сделаю это любой ценой. Тогда мы в Чайковском получим настоящее, живое руководство, методический центр с рекомендательной концепцией в основе. Наличие таких роялей не блажь и каприз, а прямая необходимость. В городе, носящем имя великого композитора, просто по определению должны быть такие инструменты. Даже если бы на них никто и не играл, это вообще вопрос городского и краевого престижа. Сегодня же музыкантам мирового уровня невозможно давать в Чайковском полноценные концерты, и как раз из-за отсутствия инструментов подобного класса. Хорошие рояли нужны и нашим музыкантам, чтобы они исполняли свой репертуар. Кстати, в наше время многие учебные заведения России имеют такие инструменты. А в Чайковском нас все рояли – это давно отработанный хлам, которые поддерживаются мастерством и нормальным отношением исполнителей к своей работе. Сейчас задыхается в тесноте старейшая в городе детская школа искусств №1. Школа была мала для тех затей, которые в принципе предполагались, даже на тот период, когда она получила новое здание по улице Ленина. Администрация учебного заведения билась за дополнительные помещения для художников и хореографов, и в 90-е годы ДШИ-1 получила-таки половину здания детского сада № 26. Вторую часть отдали школе № 10 под гимназию. Но у 10-й школы кончились деньги (и ученики) для гимназии, и ее половина превратилась в помойку, там даже территория не убирается. Педагоги школы искусств уже мечтали получить полностью это здание, идеально подходящее для художественного и хореографического отделений. Но тут президент потребовал возврата бывших детских садов. Бывший глава района по-военному отреагировал и поставил 3 детских сада в план возврата. Конечно, это была не налоговая инспекция и не предприятие Газпрома. Это были здания, которые можно отобрать без зазрения совести. Что и произошло с детским садом № 26. Куда переведут ДШИ-1, никто не знает. Говорят, в зеленый лицей. Но хореография туда точно не впишется. Учитывая, что до начала учебного года остается всего ничего, ситуация с переселением просто тупиковая. А ведь вопрос должен решаться при решающей роли Управления культуры, так как он – на грани ведомственных стыков. ИВАН АЛЕКСАНДРОВ общественно-политическая газета МЫ. Печатное СМИ распространяется на территории России. |
Комментарии
/quote]
Конечно, хочу обсуждать! Мое слово – вторичное. После вашего, уважаемые профессионалы. С профессионалами закавыка, кажется мне. Если откровенно, претят ограниченность и низкий культурный уровень в сфере культуры. Осведомленные комментаторы хотят что-то сказать… и не могут. То культура - одна большая пьянка, то она культура то бишь – вобрала в себя специалистов по яблокам. Откровение за откровением…пер л за перлом… С каких пор прелюбодейство является способом польстить члену жюри? Загляните в толковый словарь, культурные люди! Вы удивитесь: прелюбодеяние есть нарушение супружеской верности мужем или женой. Автор статьи, простите нас! Набежали… наследили… не доросли…
Утверждаю, что наша культура не работает на развитие личности. А почему? Страшно, что подседят!!! Наша "культура" сегодня - одна большая пьянка. С чего это В.Л. Шитова, главный орбитр по яствам? В жюри на яблочный спас можно было привлечь для конкурса и специалистов. Да нет... А всё почему? Понравиться, приклониться и угодить, ох как хочется.Авось заметят, авось не тронут, авось приблизят к телу. Это видно не вооружённым глазом. Пузыри когда нибудь лопаются! Странно, что Шитова этого не замечает. Льстит ей что ли это прелюбодейство?
грамотно
А вы кто - чревовещатель? Откуда знаете, кто чего страстно желает? Вроде бы статья о культуре, будем же обсуждать культуру. Иначе набежит злобный модер и искромсает наши комментарии
RSS лента комментариев этой записи