ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Статистика посещений

1834931
СегодняСегодня2
ВчераВчера0
За неделюЗа неделю2
За месяцЗа месяц2
За все дниЗа все дни1834931

Регистрация/вход

 

БЫЛИ БЫ ОВЦЫ, ВОЛКИ НАЙДУТСЯ

В Чайковском назревает свое Пикалево. Горожане доведены до ручки отключениями горячей воды. В микрорайоне Азино это длится почти полгода, в других частях города горячее водоснабжение прекращают периодически. На фоне кризиса настроения накаляются. Уже звучали угрозы перекрыть движение автотранспорта через плотину Воткинской ГЭС; в риторике разговоров на жгучую тему зазвучали выражения «террор», «стрелять». Это результат реформы жилищно-коммунального хозяйства в том виде, в каком ее проводят в городе последние 2 года. То ли еще будет, если наши сусанины и их новые последователи продолжат вести людей в прежнем направлении.

В начале этого пути администрация города Чайковского убедительно объяснила населению, что пора передавать управление в сфере ЖКХ частному бизнесу. Это - не прихоть главы города ЮРИЯ ВОСТРИКОВА, а новая политика государства. Его (государства, конечно, а не Ю.Вострикова) политическая воля воплощена в положениях и статьях Жилищного кодекса. Муниципальная «коммуналка» по-любому должна уйти в прошлое, раньше или позднее. Отличившихся ждет бонус – хорошая доля от специальной федеральной программы.
В чем ее суть? Всем, кто перестроится в сфере ЖКХ на частные рельсы к жестко установленным срокам, государство сулило большие деньги на капитальные ремонты жилищного фонда. Город Чайковский, например, по величине и состоянию своего ветхого жилфонда мог претендовать на сотни миллионов рублей.

Счет для выполнения установок шел буквально на дни. Кто опоздает «размуниципализировать» предприятия по управлению ЖКХ, окажется за бортами проекта. Таким растяпам баснословные деньги от федеральной программы сделают ручкой. Они уплывут на другие территории, где местным самоуправлением руководят расторопные начальники.
Чайковцам привели еще один аргумент в пользу перемен - конкуренцию. До сих пор все 3 управляющие компании подчинялись одному хозяину – муниципалитету. Сделавшись частными на 75%, эти УК покажут чудеса конкуренции, научатся по-настоящему считать деньги. Они поведут между собой соревнование, обгоняя друг друга в качестве и снижении себестоимости услуг. Их экономика будет эффективной. Настолько, что позволит погасить более 60 миллионов рублей долга за поставки тепла, накопленного еще при полной подотчетности городу.
Это еще не все! Оставляя себе 25-процентную долю в управляющих компаниях, городская администрация будет вхожа на финансовую кухню вновь образованных коммерческих структур, уверяли чиновники. Значит, населению гарантирован полный контроль над частником. И вообще, что такое ООО «Управляющая компания» с уставным капиталом ниже, чем среднемесячная зарплата рядового работника городских предприятий, рассуждали отцы-реформаторы. Право вести дела, не больше. Частные ООО не имеют своего имущества, все придется арендовать у города. Городская администрация примет радикальные меры при первых же безобразиях со стороны тех, кому позволено обслуживать население и собирать с него живые деньги. Она гордо выйдет со своими 25% из состава частных «ооошек». На месте, зачищенном от баловников, возникнет куча других предприятий, одно лучше другого. Пределом их мечтаний будут городские подряды на жилищно-коммунальное обслуживание чайковцев.

Нам обещали контролировать добросовестность подрядчиков практически в ручном режиме, учитывать каждую жалобу жителей на качество коммунального обслуживания. Не пропускать ни одной проблемы в денежных отношениях с управляющими компаниями. Да эти частники будут ходить за политической волей наших авторитетных избранников, как подсолнух за солнцем!  
Словом, объяснив всю выгоду от своих начинаний, городская власть заручилась спокойным отношением общественности. И тут же заторопилась провести конкурс по продаже 3/4 долей в 3 муниципальных управляющих компаниях. Городские власти, задействованные в организации конкурса, провели его так, что бизнес оказался в руках трех фирм. А фактически – одной, потому что везде оказались одни и те же физические лица.
Темпы реформа по-чайковски били все рекорды. Очень важный участок этой сферы – тепловые сети уже был передан на обслуживание по долгосрочному 15-летнему концессионному соглашению ООО «ИнвестСпецПром», 100%-ной «дочке» ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9».

Шуму с прогрессивными телодвижениями городского самоуправления было много, а результат оказался пугающий. Никаких дополнительных денег на капремонты жилищного фонда из федеральных источников не пришло. Оказывается, спешно проведенной «размуниципализации» управляющих компаний было мало, да и «конкуренция» их друг с другом оказалась скорее мифом. Потому что везде стал руководить АНДРЕЙ ЗАМЯТИН, бывший руководитель теплосетей.
На новом витке «реформ» вдруг возникла головная управляющая компания ООО «УК СУЭЗ», с вездесущим директором А.Замятиным. Она стала собирать деньги с населения и отдавать их производителям услуг. Чтобы получить все те же миллионы все по той же федеральной программе, людям предложили заключать договоры с этой посреднической фирмой. О лозунге «Даешь 3 частные УК ради кучи государственных денег на капремонты!» все позабыли. Потом, якобы найдя погрешности в документах, городу Чайковскому вовсе отказали в этих средствах.  

Обе посреднические организации – ООО «УК «СУЭЗ» и ООО «ИнвестСпецПром» быстро увязли во взаимных претензиях. Теплоэнергетики называли какие-то безумные суммы, которые им задолжал СУЭЗ за энергоресурсы. 120 миллионов, 148, 175, 190, 220, 250, 275… Директор СУЭЗ говорил, что все это враки, деньги перечислены. И что так называемые долги представляют собою неоправданные аппетиты ИнвестСпецПрома с его ТГК-9. Так как, объяснял г-н Замятин, к оплате предъявляются объемы, каких город сроду не получает. Лишнего не отдадим!
Хорошо, ты лишнего не отдавай, но покажи нам все на пальцах, сколько денег собрал, сколько перечислил. Документы покажи, раз пошло такое скандальное дело. Увы.
Было бы логично, если б городская власть прекратила флегматично наблюдать эти распри сразу же, как они возникли. Проверила реальные сборы денег с населения и предприятий на территории, сверила поставки и расход энергоресурсов, уточнила суммы денежных перечислений от СУЭЗ к ИнвестСпецПрому, вывела разницу, если она есть, сказала, кто кому все же должен. Примирила враждующие стороны или поставила точку в сотрудничестве с ними, в зависимости от результатов.
Однако глава города Ю.Востриков вдруг сделался щепетильным до крайности. Он уже не вспоминал о твердой руке своей администрации в отношениях с нанятыми предприятиями. Наоборот, заговорил о споре двух хозяйствующих субъектов, куда власти – ни-ни. Один хозяйствующий субъект – СУЭЗ, видимо, стал неприкасаемым для проверок, даром что город является совладельцем. Другой - ИнвестСпецПром под руководством директора СЕРГЕЯ ТУНЕВА, аккуратно предупреждая прокуратуру и контролирующие органы, отключал и продолжает отключать горячую воду в городских квартирах.  
Из Чайковского пошел косяк жалоб в районные, краевые и федеральные инстанции. И что? И ничего, во всяком случае, на день подготовки этого материала. Хозяйствующие субъекты по-прежнему перетягивают одеяло. При этом каждый пытается заручиться поддержкой и пониманием самой страдающей стороны – населения.

Методика корректировки ситуации напоминает улицу с односторонним движением. Администрация города озадачена будто бы единственной целью: содрать с населения как можно больше денег. Она проталкивает через городскую думу повышение нормативов на горячее водоснабжение в пользу ИнвестСпецПрома. Мэрия ссылается на экспертизу удмуртской компании «Иж-инжиниринг», которая вместо действующей суточной нормы потребления 105 литров горячей воды на человека насчитала 120. Большинство депутатов городской думы против, но глава Ю.Г.Востриков твердо стоит на своем: а какие еще вы видите пути повышения сборов с населения, интересно? Хотя многим хотелось бы видеть позицию главы города прямо противоположной. Лояльной к избирателям и жесткой, принципиальной по отношению к А.Замятину с его конторой. Могу только предполагать причины такой позиции Юрия Григорьевича. Видимо, деньги уже куда-то потрачены, и есть опасения, что господин Замятин может заговорить.

Теперь ясно, что идея передать коммунальное обслуживание целого города в УК провалена с треском. Почему так получилось – вопрос. Может, потому что увлекательный процесс сбора платежей за услуги ЖКХ оказался в одних руках, работающих в связке с организаторами городского конкурса. Или, будь у нас с десяток управляющих компаний, все пошло бы по-другому? В Перми, например, их свыше 120. Но там нет ничего общего с африканскими страстями, потрясающими наш Чайковский. Может, потому что город побольше, конкуренция поострее и руководство в Перми попрогрессивнее нашего.

А мы тут в Чайковском запутались практически в одной-единственной компании. Будучи юридическим лицом, ООО «УК «СУЭЗ» является структурой, закрытой от посторонних глаз. Согласно законодательству, финансовые результаты и потоки организаций-юрлиц - тайна за семью печатями не только для общественности, но и даже для прокуратуры. Скажем, если я туда пришел, мне покажут какую-то общую информацию. Доступа к коммерческим сведениям никто не имеет, кроме учредителей.
Руководитель организации – фигура недосягаемая, можете возмущаться его работой сколько душе угодно, его судьбу может решить только учредитель. А если учредителю нравится в руководителе УК больше всего то, что вызывает изжогу у всего города? Вот сколько плюсов сразу, не зря УК как форма обслуживания пользуется такой бешеной популярностью! Главное – заручиться договорами с необходимым процентом собственников жилья и сесть на финансовые потоки. Потом уже фигушки кто нас достанет.
Те же самые правила будут распространяться на любые другие управляющие компании. Уже сейчас деятели, известные всему городу, тянут ручонки к жирным кускам, проплывающим мимо их ртов. Они пытаются подмять под себя перспективный бизнес, где всегда будет гарантировано поступление живых денег. Но лично я не верю в красивые слова «миссия», «доверительные отношения с каждым клиентом», «кто, если не мы» и в высокопарные названия, условно говоря, «Наиновейшая УК патриотов Сайгатки».
Эта компания, без единого дня управленческого опыта в коммуналке, хотя бы на уровне ТСЖ, пытается выглядеть солидно. Она подкрепляет свой имидж информационным сотрудничеством с депутатами и чиновниками, преимущественно пермскими, для которых мы здесь, в Чайковском, все на одно лицо. И тут же, почти по Фрейду, проговаривается своими же действиями. Опережая подписание договоров на обслуживание домов, сообщает расчетный счет своей компании, разносит платежки. Призывает людей не оплачивать счетов обслуживающей компании. Это называется попыткой вывести город из тупиковой ситуации, разрешить конфликт?

Если граждане поддадутся на призывы, прежде чем будут решены все организационно-юридические моменты, их ждут проблемы. Первое: судебное преследование обслуживающей компании за долги, второе - начисление пени за несвоевременную оплату отказанных услуг. Люди останутся один на один со своими трудностями. Вряд ли новые доброхоты приставят к каждому из нас по юристу и дадут денег для погашения законных санкций. Стоит подумать, какими методами и средствами эти спасители города пытаются продвигать свой бизнес, если уже сейчас, на мой взгляд, они идут по головам. Как говорится, были бы овцы, волки найдутся.
Что делать? Считаю, сегодняшняя деловая «активность» ООО «УК «СУЭЗ» и ООО «ИнвестСпецПром» с их неуплатами-отключениями противоречит интересам большинства жителей города. Этим предприятиям лучше попытать счастья в других местах. Глава города – единственный, кто имеет рычаги влияния на подрядчиков (если верить тому, что говорилось раньше), должен сделать оргвыводы. Вялую, неадекватную реакцию главы города я расцениваю как бездействие. По-моему, общество имеет полное моральное право начать кампанию по отзыву такого выборного должностного лица.

Сферу ЖКХ можно временно вернуть ЖКХ на круги своя. И действовать дальше. Конечно, самая идеальная форма - непосредственное управление. Но она хороша для небольших домов, где 10-20 квартир, несложно вести учет потребления всех ресурсов.
 Наиболее предпочтительной формой в сегодняшней ситуации считаю ТСЖ – товарищества собственников жилья. Если учредители ООО, как организаций коммерческих, заинтересованы получать прибыль, то перед ТСЖ такой задачи нет. Держатели «контрольного пакета» в управляющей компании сами решают, кого назначить директором. Напротив, в ТСЖ все гораздо демократичнее, прозрачнее. Члены товарищества сами выбирают председателя на общем собрании, а если председатель тупит, его переизберут. Управляющая компания, как видим, может создавать разные дочерние структуры; так возникают условия для увода денег на сторону. Деньги ТСЖ могут поступать только на счет самого дома. Если председатель ТСЖ сделает что-то предосудительное, жильцы могут написать заявление в милицию. А на управляющую компанию написать никто не может, потому что это коммерческая организация. Если прокуратура сумеет туда попасть увидит в ней противоречия с законом, придется идти в суд. Судиться будет тяжко. На судебную процедуру нужны деньги и время.  
В ТСЖ много проще, вопросы решают сами члены товарищества. Влияние учредителей в управляющей компании определяется где-то «под ковром», в ТСЖ голоса членов привязаны к объективным данным и сам механизм привязки прозрачней некуда. Право голоса там рассчитывается квадратным метром жилплощади. Чем больше у тебя жилплощадь, тем весомее твой голос, следовательно, тем больше у тебя прав и обязанностей. При спорах с производителями коммунальных услуг ТСЖ не в ответе за другие товарищества. Тем более – за весь город.
Нельзя сказать, что ТСЖ для нас дело совсем новое и незнакомое. По сути дела, прообразом сегодняшних ТСЖ были советские ЖСК – жилищно-строительные кооперативы. Кооперативные дома всегда выгодно отличались от государственных порядком в подъездах, бережным отношением к общему имуществу. Так что исторический опыт есть, есть что взять за основу.

Ошибочно думать, будто вести хозяйство многоквартирного дома могут только какие-то особо одаренные люди. Было бы желание, энергия, доверие соседей, поддержка города – через Советы микрорайонов, аппарат администрации местного самоуправления. Вспомните, еще не так давно все считали, будто только директор ОАО «Чайковскавтотранс» БОРИС ГРУЗИНИН может правильно возить пассажиров на городских и прочих общественных маршрутах. А когда дали возможность другим прийти на рынок пассажирских автоперевозок, оказалось, что таких, как Б.Грузинин, в городе тьма. Наоборот, между перевозчиками идет борьба за право оказывать этот вид услуг.
Похожая история с хлебокомбинатом. Пока хлеб выпекал один-единственный умелец АЛЕКСАНДР БУТУЗОВ, местные власти на полном серьезе проводили совещания по теме «как будем город хлебом кормить». Появились условия для развития этого бизнеса на альтернативной основе, и головная боль по поводу хлеба отпала сама собою.

Надо отдать должное, в свое время депутат Земского собрания НАДЕЖДА ТЮКАЛОВА многое сделала для популяризации этой формы. Приглашала в Чайковский специалистов, владеющих темой, обучала желающих. Надежда Викторовна и сама пробовала создать ТСЖ в своем избирательном округе. Правда, столкнулась с главной проблемой – пассивностью самих жителей. В городе уже есть определенные наработки по созданию ТСЖ. Там тоже есть свои вопросы, так давайте смотреть и поправлять.
Была попытка создать ТСЖ в 3 домах Завокзального района: по Сиреневому бульвару и улице Сосновой. Тоже не получилось, и тоже больше всего из-за самих жильцов. Люди не читают Жилищного кодекса РФ, где все прописано ясно и понятно. Не вникают в законы, которые определяют их же собственную жизнь. Даже опытные юристы признаются: они готовы вникать в Жилищный кодекс только когда возникнет профессиональная необходимость.

К сожалению, за 70 лет советской власти народ разучился принимать решения самостоятельно. Мы часто хотим перемен к лучшему на своей лестничной площадке, в своем подъезде, во дворе, но чтобы все устроилось волшебным образом без нашего участия. Бывает, установка металлической двери с домофоном надолго превращает соседей во врагов. Хотя всем нравится ходить по чистым лестницам, свободным от всяких подозрительных личностей.
Как человек, знакомый с ТСЖ, должен признать: законодатель предусматривает очень сложную процедуру сбора людей при создании ТСЖ. Она как будто специально сделана для того, чтобы никогда людей не собрать. Инициативная группа должна написать каждому чуть ли не повестку, отправить заказным письмом либо вручить под личную подпись. Любой читатель может представить: я, он – инициативная группа. Что, нам кто-то выделил деньги на эти цели? Обычные жители многоквартирного дома, мы должны иметь целый офис, чтобы подготовить создание ТСЖ, и свободные средства в семейном бюджете на эти общественные цели.
На месте Ю.Г.Вострикова, чьи действия или бездействие привели к обострению социальной напряженности в городе, я бы стал сейчас энергично внедрять ТСЖ. Хотя не исключаю новых конкурсов с допуском на рынок новых управляющих компаний. Но это должно происходить под серьезным контролем администрации Чайковского муниципального района, общественности и правоохранительных органов. С опорой на советы микрорайонов, где знают людей активной жизненной позиции, можно собрать бывших мастеров и других ИТР, грамотных специалистов прежних ЖЭКов, бывших руководителей предприятий и организаций из числа молодых пенсионеров, выпускников местных вузов с профессией менеджеров, и т.д. Провести для них массированный ликбез по Жилищному кодексу, доступно разъяснить все статьи и положения, которые касаются ТСЖ. Администрация города должна взять на себя максимум организационной, подготовительной работы. Обеспечить инициативные группы типовыми договорами, вообще полным пакетом юридических документов, чтобы можно было только вписывать фамилии, адреса и т.д. Выдать готовые бланки объявлений о собраниях, выделить средства для почтовой и телефонной связи, для прочих накладных расходов. Подготовить обоснованные, правдивые ответы на самые острые вопросы. Выработать защитные механизмы для малообеспеченных граждан, связанные с предоставлением субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. То есть оказать полную поддержку активистам этого движения.

Говорят: так у нас в Чайковском 600 многоквартирных домов! Где мы возьмем столько потенциальных председателей ТСЖ?! А кто сказал, что председатель должен быть в каждом доме? Чтобы управлять рентабельно, надо объединять в товарищество не менее 5-6 домов на 70 квартир. Брусчатых домов – и того больше. Учитывая износ, самый старый жилфонд передать на обслуживание УК, выигравшей конкурс, почему нет?

И хватит уже внушать населению, что УК – самое лучшее, что придумано при реформировании жилищно-коммунального хозяйства.
В нашем городе полно средств массовой информации – сделайте им, наконец, социальный заказ. Какие в Чайковском непревзойденные, харизматические руководители города, все уже наизусть знают, читатели и зрители сыты этим самопиаром по горло. Используйте информационные площадки и бюджетные деньги для воспитания обывателей-собственников, все-таки к власти у нас обычно прислушиваются.
Позвольте напомнить всем, что город, голосуя за Ю.Вострикова, выбирал не великого политического деятеля. Основная функция главы города, городской администрации - обеспечить жизнедеятельность территории. Чтобы четко работала вся схема. Которая позволяла бы не делать главных героев и благодетелей из начальников так называемых субъектов хозяйственной деятельности, запутавшихся в отношениях друг с другом.  

ВАСИЛИЙ АЛЕКСАНДРОВ 

Комментарии   

0 #2 PS 10.09.2009 10:41
Забавно читать Вашу газету, эта стать отражает те реалии которые были до июля и вроде объективна с точки зрения рядового гражданина в оценке деятельности или бездеятельности главы города, что же с Вами случилось в августе, следующий Ваш номер, ну просто отстой.
Цитировать
0 #1 Watter 11.08.2009 23:03
В одной газете с названием на три буквы есть фотка там толпа со учредителей многие с жулекаватыми фейсами и в переди баба расбойного вида вот уж эти соберут бабло спасайся кто можит
Цитировать

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

общественно-политическая газета МЫ.
Печатное СМИ распространяется на территории России.
главный редактор Чайковской общественно-политической газеты МЫ - Чугаева Любовь Николаевна