Категория: № 3 (101) 2005 г.
Просмотров: 2684

ИЗ ДВУХ ЗОЛ ВЫБРАТЬ ЛУЧШЕ ТСЖ

С марта этого года вступил в силу новый Жилищный кодекс. Читаешь его – и сердце обливается слезами «благодарности» к авторам-составителям, правительству. Так уж они сочувствуют народу из-за плохого качества обслуживания жилых домов, так насмотрелись на наши проблемы с отоплением, горячим водоснабжением, ремонтом домов, крыш и проч., что не пили-не ели, но мудрое решение нашли. Теперь всё изменится как по мановению волшебной палочки!

Новую чиновничью идеологию можно представить в виде следующего тезиса. Народу все эти ЖКХ-безобразия во как надоели, и он, народ, готов взять обустройство жилищно-коммунального счастья в свои руки. Например, путём организации ТСЖ – товариществ собственников жилья. Товарищества, сформированные по месту жительства, станут вести расчёт с поставщиками всех коммунальных благ из общей кассы . Будучи как никто близки к народу, они заставят «коммуналку» работать с высоким качеством.
Честно сказать, мне как частичке народа не совсем понятны преимущества ТСЖ перед действующей системой. Если на территории выбрать власть нормальную, хозяйственную да не вороватую, так и муниципальные структуры могут навести порядок. Но коль скоро правители видят в ТСЖ спасение от всех бед, давайте присмотримся к этой форме повнимательнее. Проведём эксперимент, изучим результаты. Может, и впрямь так будет лучше при новых экономических порядках.
Нам про эксперименты с результатами ничего не рассказали. Даже хуже. Нам вообще перестали рассказывать про ТСЖ, а местное ТВ и печать взялись клонировать заявления да рассуждения первого зам. главы администрации местного самоуправления Павла Рулькова о том, что в Чайковском будут создаваться управляющие компании. Ходят упорные слухи, будто главы и их помощники уже вовсю организовывают такие фирмы.  
По моему мнению, городским властям выгодно иметь управляющие компании (УК) по многим причинам, оправдывая свою политику законами рынка. Потому что:
1. Администрация сможет переложить на УК все проблемы «жилищного» характера. Городская казна остаётся при собранных налогах, люди оплачивают коммуналку в 100-процентном размере, - плохо ли нашему чиновничеству?
2. С помощью суда УК сама будет выселять злостных ( шесть месяцев и более) неплательщиков за услуги.
3. Компания сама будет заключать договоры с монополистами (ТЭЦ, электросети, водоканал и т.д.).
4. Компания получит право вселять очередников в освободившееся жильё,  
она всегда сможет определить «остронуждающегося» по рекомендациям сверху.
Ясно, что жильцы при появлении этих компаний будут платить за удовольствие жить в своих квартирах не меньше, а больше, чем сейчас. Какими темпами станет возрастать квартплата по мере удаления от 2005 года, никто не скажет. Поначалу всё будет выглядеть даже пристойно. Компания поставит в каждый дом счётчики на горячую и холодную воду, на тепло и т. д. Естественно, расход ресурсов окажется как минимум вдвое меньшим. Однако управляющей компании придётся расплачиваться с предприятиями-поставщиками ресурсов по той цене, какую назовут продавцы-монополисты, не желающие терять доходы. Монополист, будьте уверены, найдёт убедительные доводы, чтобы согласовать новые тарифы с областной энергетической комиссией. В итоге, думаю, уже через первые же полгода пореформенной работы плата возрастёт по меньшей мере раза в полтора. Придя к власти, управляющие компании устроят нам такую жизнь, что теперешний режим покажется потерянным раем. Словом, на этом пути жителей города ждёт много подводных камней.
Чтобы не допустить создания управляющих компаний, надо быстро создавать на базе микрорайонов товарищества собственников жилья. При всей спорности этой формы управления там не будут такого беспредела, как в УК. Решение принципиальных вопросов останется всё-таки в руках самих жильцов, ведь ТСЖ – это мы с вами. При необоснованном увеличении тарифов ТСЖ могут судиться с монополистами. Управляющая же компания этого делать не будет, так как она – компрадор, посредник на рынке. Рост тарифов ей даже выгоден. Чем выше тарифы, тем больше у неё останется «навара», поскольку финансовую основу УК составляет процент от собранных денег.  
Передадут или нет коммунальное хозяйство в руки УК, зависит от самих горожан. Мы всё ждём, что придёт старший брат или большой папа, который найдёт за нас самый разумный вариант, примет самое правильное решение. Увы, так не бывает. Это наш город, нам его и спасать.