ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Статистика посещений

1825343
СегодняСегодня2
ВчераВчера0
За неделюЗа неделю2
За месяцЗа месяц2
За все дниЗа все дни1825343

Регистрация/вход

 

ИСПЫТАНИЕ «ПРЯЛИЦЕЙ»

На становление народного ансамбля песни и танца ушли годы. Новая популяция чиновников обрекла коллектив на испытания негативом и нищетой. Выдержат ли деятели от культуры испытание «Прялицей»?

Вопрос с концертной площадкой для отчётного выступления «Прялицы», посвящённого памяти создателя коллектива НАТАЛЬИ ТИМОФЕЕВОЙ, решился в пять минут. Начальник городского управления образования СВЕТЛАНА ГЛОНЯГИНА сразу подписала заявление старосты коллектива ЛУИЗЫ МАСЛЕННИКОВОЙ на использование сцены и зала в Доме творчества юных «Искорка». Луизе Степановне вообще не пришлось унижаться уговорами, убеждать Светлану Васильевну в праве известного ансамбля с его русскими народными песнями и произведениями русских композиторов, частушками и народными гуляниями, на выступление перед публикой. Для опытного педагога есть вещи, очевидные по умолчанию. Увы, в глазах самодеятельных артистов такое отношение выглядит отступлением от правил, к которым их приучили в родном, культурном ведомстве.

С ними это было или не с ними? Дворец культуры «Текстильщик» считал «Прялицу» своим, как бы это нынче сказали, брендом. В безграничной русскости, которая пропитывала творческий стиль любительского ансамбля, видели даже больше будущего, нежели прошлого. Профсоюз текстильщиков, заинтересованный в сохранении для города такой жемчужинки, как «Прялица», шёл на затраты. Он покупал сценические костюмы и инструменты, отправлял участников ансамбля на отдых, хлопотал перед дирекцией комбината о выделении жилья. «Прялица» отвечала дальнейшим расцветом. Получив в 1986 году статус народного, ансамбль подтверждал его дважды, в 1994-м и 2002-м. Красивые костюмы да инструменты, купленные на народные деньги, не пылились на клубных полках. Редкий выходной обходился без концертов перед жителями города и сельской округи, без гастролей по Пермской области и соседней Удмуртии.
До 20-летия своего проекта Наталья Владимировна не дожила всего год. Но старейшие участники ансамбля Леонид Порошин, Любовь Санникова, Николай Овчинников, супруги Осиповы, Раиса и Павел, Елена Пученкина вместе с тогдашним директором ДК «Текстильщик» Светланой Маричевой сохранили «Прялицу». Она продолжала жить и работать, по-прежнему много репетировать. Тем более что вскоре надо было подтверждать звание.
Преобразование Дворца культуры во Дворец молодежи (ДМ) в бытность предыдущего главы городской администрации Алексея Пройдакова, выдаваемое за управленческое ноу-хау, принесло коллективу одни только минусы, также как смена директора. Руководителю танцевальной группы ансамбля Павлу Метелькову назначили такую постыдно низкую зарплату, что он ушёл на другую работу. На руководителя ансамбля, хормейстера и двух баянистов «отвалили» аж целых полторы ставки. Разумеется, народ стал роптать, заступаясь за своих наставников. В ответ коллектив узнал о себе, что он – «склочный и с ним никто не хочет работать». У нового директора Владимира Игонина хватало времени и энтузиазма самолично пересчитывать людей во время репетиций. Из уст в уста передавали некий руководящий прогноз:
– Не защитятся – выгоним.
К весне 2002г. напряжение вроде бы ослабло. Концерт «Прялицы» убедил специальную комиссию из областного центра в том, что творческая форма коллектива по-прежнему отвечает высокому званию народного. На чествовании именинников выступил начальник городского управления культуры Евгений Корчма. Евгений Александрович нашёл много проникновенных слов во славу русского искусства в общем и «Прялицы» в частности. Пылко говорил и директор ДМ, он даже подарил коллективу магнитолу. Казалось, забыты все прошлые распри: милые бранятся – только тешатся! Вы ведь ждали, что подтвердим звание народного? Вот они мы, подтвердившие, давайте работать дальше.  
Ужо!.. Вскоре медоточивых речей как не бывало. В апреле 2003г., при каком-то безумном штате культфункционеров на уровне города, в «Прялице» сократили ставки руководителя, обоих баянистов и балетмейстера.
- Коллектив оказался на улице, без единого музыкального инструмента, - вспоминает участник ансамбля Леонид Зашихин. – «Захвачено» всё, что мы получили в качестве подарков за 20 лет работы, в том числе магнитола, подаренная самим же В.Игониным. Все костюмы «захвачены» – украинские, казачьи, костюмы балетной группы.
Очутившись в роли бродячих артистов, они повели борьбу за место для занятий, баян и ставки, за включение в планы концертных и культурно-массовых мероприятий города. Мечтали возродить коллектив, вернув танцевальную группу, утраченную после вынужденного ухода П. Метелькова, опять набрать молодёжь, обновить репертуар. И выступать, выступать, выступать...
Материально-техническое снабжение народных самодеятельных коллективов осуществляется в установленном порядке. Имущество народных самодеятельных коллективов находится на балансе культурно-досуговых учреждений. Непосредственное руководство народным коллективом осуществляет штатный работник этого коллектива. Две-три должности содержатся за счёт бюджетных ассигнований. Это – не теоретические изыскания из трудов социалистических утопистов, а выдержка из текста вполне современного, написанного в условиях рыночной экономики. Текст называется «Типовое положение Министерства культуры РФ «О присвоении звания «Народный коллектив любительского художественного творчества», датирован 2001-м годом. Как видим, государство признаёт институт народных любительских коллективов и гарантирует ему определённое покровительство. Такая у государства политика, направленная на сохранение самобытной национальной культуры.
Только вот, цитируя типовое Положение, требуя от чиновников того, что положено по закону и ни на грамм больше, люди из «Прялицы» почему-то получали упрёки в иждивенчестве и скандальности. Если хору и перепадали для репетиций какие-то крохи, вроде комнаты-восьмиметровки в совете микрорайона «Речники», то произошло это лишь по доброте председателя совета микрорайона Валентины Гурылёвой. Но никак не благодаря эффективности специально обученного культурно-бюрократического аппарата.
Выборы нового городского главы, приход другой команды вернули надежды на лучшее. Мэр города Николай Заикин терпеливо прочитывал челобитные от «Прялицы» (хотим постоянного места, руководителя коллектива, ставку баяниста, хотим баяна и концертных площадок). Переадресовывал ходоков к своему заму, Лилии Голягиной. Лилия Александровна переводила стрелки куда следует, то есть на городское управление культуры. Начальник управления Е. Корчма отправлял к директору муниципального учреждения культуры (МУК) «Культурно-деловой центр «Горизонт» Валентине Вахрушевой.
- Которая нам ответила коротко и ясно: такой коллектив не знаю и знать не хочу, - горестно повествует Л. Масленникова.
Лишь после второго круга по маршруту Н. Заикин – Л. Голягина – Е. Корчма, и то благодаря личному контролю Лилии Александровны, с 1 января нынешнего года у ансамбля появилась ставка одного аккомпаниатора.
Но места для репетиций в «Горизонте» для ансамбля, навязанного со стороны, нет. Потому что своим коллективам негде шлифовать мастерство после того, как в КДЦ сгорела сцена. У «Прялицы» нет художественного, хореографического руководства, что не помешало коллективу дать около 30 концертов в самую трудную пору – 2003-2004 годы. Сами, добиваясь лучшего звучания, нанимали второго баяниста, платили за инструмент, находили сценические подмостки. Подвижничали изо всех сил, в общем. Из любви к искусству – раз. И второе: вышеупомянутый министерский циркуляр предписывает народным самодеятельным коллективам не просто купаться в лучах славы, а соответствовать. То есть давать регулярные концерты, каждый год проводить «творческие отчёты перед трудящимися города», и проч.
Зрители не оставались в долгу, откликались словами благодарности. Кто в прозе, кто в стихах:
- Все мы
в «Прялицу» влюбились
И напелись от души.
До чего же вы, девчата,
Право слово, хороши.
- Украшением нашего праздника «День села» в Ваньках стало выступление хора «Прялица». Русские песни должны звучать! Их должны слушать наши дети и внуки! Милые, здоровья вам на долгие годы. Продолжайте радовать нас своим искусством…
- Приезжайте чаще, а то эта вульгарщина уже всех извела.
- Ансамбль - сердце и душа народа! Обращаемся к администрации города, отделу культуры с просьбой принять все меры для сохранения этого прекрасного коллектива.
Между тем «этот прекрасный коллектив», варясь четыре года в собственном соку,без соответствующих условий для занятий, продолжает держать курс на самосохранение. Привыкнув быть активным участником культурных событий, он возмечтал попасть в марте этого года на областной фестиваль-конкурс народной музыки, песни и танца «Край рябиновый» в Осе. Хотелось выступить в своей «весовой категории», показать новичкам ансамбля, как работают однопрофильные народные коллективы.
  Попал и поучаствовал. Но, имея приглашение от организаторов фестиваля, прорывался туда как через тройное вражеское кольцо. Чтобы получить путёвку от управления культуры, надо пройти через просмотровую комиссию и получить заключение специалистов. Просмотреться следует у Маргариты Андреевой, художественного руководителя конкурирующего хора им. Шаклеина, этот хор тоже едет на фестиваль. Хорошо бы заручиться мнением непредвзятого художественного совета из специалистов, однако такового в городе нет.  
В общем, вывозить
 «Прялицу» на областной фестиваль стыдно, вдруг заметят, как она утратила свои же собственные позиции. А организовать работу с коллективом, помогать в сохранении позиций – на это нас нет. И даже автобус для поездки участники ансамбля арендовали вскладчину.
Точно так же коллектив был оставлен за бортом при планировании праздничных мероприятий в честь Дня Победы.
И не только. На письмо о предоставлении площадки для годового отчётного концерта, посвящённого памяти первого руководителя «Прялицы», директор «Горизонта» В. Вахрушева даёт письменный ответ: « В городском плане мероприятий отчётный концерт, посвящённый памяти Н.В.Тимофеевой, не значится. Поэтому обязать директоров муниципальных учреждений культуры предоставить площадку для выступления администрация МУК КДЦ не имеет права». Между прочим, по действующему пока регламенту Минкульта, «руководитель культурно-досугового учреждения, где имеется народный коллектив (то есть В. Вахрушева. – Авт.), содействует в организации работ по подготовке и показу… концертов». И что примечательно, для положительного решения вопроса никого ни к чему обязывать даже не пришлось, достаточно было обратиться к нормальному руководителю с гражданской позицией. Что и сделала староста ансамбля Л.Масленникова, не наделённая никакими административными полномочиями.
При подготовке этого материала мне пришлось услышать престранные высказывания:
- Да никому старики нынче не нужны, никто на их концерты ходить не хочет. Все хотят молодых!
То есть «Прялица» уже как бы культурный неликвид. И это – о единственном народном коллективе, чьё выступление на нынешнем городском фестивале «Годы золотые» в апреле сорвало самые продолжительные аплодисменты у зала, состоящего в основном из участников концерта. Причём при подведении итогов, к изумлению только что рукоплескавшей публики, «Прялицы» вообще не оказалось в числе победителей. А начальник над всей городской культурой, Е. Корчма, так объяснил позицию жюри: что поделаешь, не дотягивает «Прялица» до возрастного критерия, годы-то должны быть золотые…
То есть возраст участников – самое то, когда надо выставить их из стен культурного учреждения, переименованного под влиянием неких сиюминутных соображений из Дворца культуры во Дворец молодёжи. Возраст, только теперь уже чересчур молодой, мешает объективно признать успех самодеятельных артистов. Так может, мы имеем дело с другой разновидностью неликвида – управленческой? Представляете картинку: сидит деятель КДЦ и самым серьёзным образом сетует на излишек народных коллективов в Чайковском:
- Подумать только, целых четыре! А на всю Удмуртию, представьте себе, только два…
Обсуждаешь проблему на верхнем уровне культурного администрирования – боже мой!
- Почему бы им не объединиться с хором им. Шаклеина, они ведь даже когда-то пели вместе?
Понаслышавшись, начинаешь думать: может быть, именно осведомлённость о настроениях наверху и позволила в своё время обобрать и выставить народный коллектив на улицу? Заступаться-то некому!
Как-то неловко обращать внимание человека, чья должность подразумевает не последние специальные знания, на очевидные вещи. Рассказывать ему, что даже столь дремучий дилетант, как автор этих строк, замечает и совершенно разные творческие направления, и исполнительскую манеру обоих коллективов. Что самобытность «Прялицы», сложившаяся почти за четверть века, может пострадать от арифметического сложения с другой самобытностью. Это как взять да и присоединить нашу нишевую газету к изданию очень уважаемому, но с отличительным лицом. Допустим, к «Огням Камы», потому что редактор газеты «Мы» когда-то там работал.
Как давний житель Чайковского, я могу с полной определённостью сказать единственное. Это очень расточительно - так разбрасываться культурным достоянием города, как сегодня. Если бы КПД нашего муниципального чиновничества определялся сохранением наилучших достижений! Думаю, испытание «Прялицей» вряд ли подтвердило бы его высокую профпригодность.

 

О. ПЕТРОВЫХ 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

общественно-политическая газета МЫ.
Печатное СМИ распространяется на территории России.
главный редактор Чайковской общественно-политической газеты МЫ - Чугаева Любовь Николаевна